Сериал "Метод" мог бы побороться за антинаграду "Разочарование года"
До Нового года остается меньше суток, так что самое время подводить его итоги. Для кино 2015-й получился весьма продуктивным, но еще более удачными эти 12 месяцев были для сериальной индустрии. Нам показали великолепный второй сезон "Фарго" и весьма удачное продолжение "Настоящего детектива". Были и громкие премьеры. В том числе - в России. Первый канал выпустил в эфир "Метод" - телевизионный проект с Константином Хабенским и Паулиной Андреевой. Он, правда, мог бы побороться лишь за антинаграду "Разочарование года". Сразу оговоримся: отношение к "Методу" было бы куда более нейтральным, если бы не пафос и громкие слова его создателей. Те, кто стоит за шоу, самонадеянно обещали российской телеаудитории подготовить "наш ответ" самым ярким и запоминающимся зарубежным аналогам - и, разумеется, вложили в воплощение своих замыслов немало денег. С тем, что их детище запоминается, спорить не приходится. Вот только воспоминания эти - из разряда смеха сквозь слезы. Причиной тому, в первую очередь, навязчивое и бесстыдное копирование западных стандартов. Включив любую сцену любого эпизода "Метода", любой мало-мальски ориентирующийся в заокеанских многосерийных хитах человек будет удивлен. С одной стороны, тем, что многое тут буквально срисовано с вышеупомянутого True Detective (собеседование с двумя следователями, проходящее лейтмотивом через все повествование, - не изящный оммаж, а грубая калька), "Моста" (их двое, они разные, но вынуждены работать вместе), "Декстера" (ну, тут все понятно) - и других крупнейших телепроектов. С другой же стороны, заимствования эти совершенно не вяжутся с отечественной действительностью. "Прохладная" цветовая гамма, шерлоковская "дедукция" и шерлоковские же титры и даже попытки мрачно шутить в стиле того же "Фарго" в сочетании с историями о якобы реальных маньяках выглядят просто нелепо. Нелеп и антураж. Вот, например, "логово" протагониста Родиона Меглина, социопата и пьяницы. На деле - довольно-таки шикарный лофт, по-хипстерски обставленный горшками с кактусами. Контрастом - изрядно надоедающие уже к концу второй или третьей серии "советские" квартирки с коврами на стенах и пустыми бутылками. И "классическая" психушка с раскачивающимися в едином ритме буйными пациентами (где же вы, маршал Тедди Дэниелс?). Ничего среднего для создателей шоу не существует. На экране - либо надуманный блеск, либо столь же надуманные и искусственные "нищета" и "разруха" а-ля пресловутый "Левиафан". Говорите, это - Россия? Ну-ну... На все это, пожалуй, можно было бы закрыть глаза, будь "Метод" примером удачных актерских работ. Но и тут, увы, радоваться практически нечему. Лучшая оценка игры Паулины Андреевой (напарница Меглина - Есеня) - молчание. Хабенский же - артист, как всем известно, по-настоящему классный - в роли детектива со странностями явно чувствует себя неуютно. Ведь сам персонаж - хоть к нему и приковано все внимание - на редкость нескладный и нелогичный. Меглин - то ли "парень с нашего двора" в потертом плаще (привет Питеру Фальку), то ли трагическая фигура, то ли "русский Лютер" с собственными представлениями о правосудии. Однако ни в одной из этих ипостасей Константин Юрьевич восторгов не вызывает. Кепка и неаккуратная борода ему попросту не идут, трагедия сводится к запиванию таблеток коньяком, а желание карать преступников своими силами перерастет в банальную "чернуху". Что до детективной части, то она режиссеру Юрию Быкову и компании, судя по всему, вообще не интересна. А потому схематична, скучна и неправдоподобна. Сценарист усердно подсовывает улики под нос главным героям, сами герои делают внезапные выводы и, конечно, триумфально вычисляют негодяев. В крайних случаях Меглин пускает в ход свои "экстрасенсорные" навыки или в очередной раз превышает все мыслимые и немыслимые служебные полномочия - и, вуаля! Дело раскрыто. В общем-то, из хорошего в "Методе" - разве что местами симпатичная съемка да убедительные Юрий Колокольников и Ян Цапник в нетипичных для себя образах. Впрочем, и на них тут находится свой Алексей Серебряков.