Светлана Светличная: «Гайдай не простил мне самовольства»
На роль Анны Сергеевны в фильм Леонида Гайдая Светличная попала случайно. Картина была запущена в производство, и в этой роли уже снималась другая актриса. Отсняли уже много материала, когда случился какой-то конфликт, и Гайдай стал искать срочную замену. Кто-то сказал: «А давайте посмотрим Светличную». Актрису срочно вызвали, одели в малиновую кофточку и белые брюки, приделали шиньон. Привели в павильон, где ее ждали режиссер, Андрей Миронов и Анатолий Папанов. «Вот тут у меня коленки и затряслись, — вспоминает Светличная. — Но я взяла себя в руки — не вздумай опростоволоситься, Светка! Все получилось — и „хаза“, и „ксива“. Единственное, чего Светличная так и не смогла сделать, — ударить по лицу Миронова. Актриса заметила, что Гайдай напрягся, когда она сказала, что не будет делать этого. Но все равно утвердил её на роль. На следующее утро в квартиру Светличной позвонили с „Мосфильма“: „Мы должны снять мерки для халатика“. Единственное, чего не могли найти костюмеры — перламутровых пуговиц. Таковые нашлись у самой актрисы. Кадры с участием Светличной снимали в Сочи, а самую знаменитую сцену с халатиком — уже в павильоне в Москве. „Я очень боялась этих съемок, думала, что сейчас сбежится весь „Мосфильм“, — рассказывает Светлана. — Слух-то прошел, что я буду с голой спиной стоять, а в то время это была почти порнография“. К великому счастью Светличной, Никулин по её просьбе сделал так, что репетировали они вдвоем, не было даже Гайдая. Но нужен был танец. Гайдай пригласил для его постановки очень знаменитую в те времена пару, а Светличная умоляла Никулина не соглашаться: „Я сама все сделаю, только не нужно никого еще“. Юрий Владимирович переговорил с Гайдаем, и тот махнул рукой: „Делайте, что хотите!“ То есть режиссером в этой сцене фактически стал не он, а Никулин. Гайдай не простил актрисе такой самостоятельности, и в картине её переозвучили. Таким способом режиссеры часто мстили строптивым актерам.»Мне, конечно, голову на волне безумной популярности этой картины снесло, скрывать не буду, — признается Светличная. — Лет семь я только и делала, что изображала из себя Анну Сергеевну из «Бриллиантовой руки», переняла ее манеры на потребу публике. Когда актриса понимает, чего от нее ждут поклонники, включается рефлекс — конечно-конечно, я буду такой! Мне льстило, что начинающие актрисы и женщины из провинции одеваются «как Светличная», и я с азартом лепила из себя икону стиля…»