Отреставрированный «Броненосец Потемкин» покажут на большом экране
Легендарному фильму «Броненосец Потемкин», снятому Сергеем Эйзенштайном, в 2015 году исполнилось 90 лет. В январе 1926-го года ленту показали широкой публике. Позже она вошла в историю мирового кинематографа и неоднократно признавалась одной из лучших картин всех времен и народов. Режиссер показал русскую революцию так, что его фильм совершил переворот в кино. «Сергей Михайлович, кроме того, что был экспериментатором, искал новые формы выражения, новый язык в кино, тем не менее, он всегда рассчитывал на широкую публику. Он не считал, что публика - дура. Считал, что публика способна воспринять такого рода фильмы, где нет интриги», - прокомментировал директор музея кино, руководитель «Эйзенштейн-центра» Наум Клейман. Негатив, порезанный цензорами и восстановленный по крупицам, сейчас реставрируют в Госфильмофонде России. Десять лет назад удалось воссоздать авторский вариант фильма. Теперь появилась возможность восстановить киноленту. Специалисты Госфильмофонда уберут видимые повреждения с пленки, проведут цветокоррекцию, выровняют звук и потом оцифруют фильм. «Исходный материал, которому 90 лет - это первый, это негатив. Лучше нет ничего, и мы работаем только с таким материалом. В нем содержится все от мельчайших подробностей и нюансов изображения», - рассказал начальник участка цифровых технологий Госфильмофонда Владимир Котовский. На съемку фильма к 20-летию первой русской революции Эйзенштейну отвели всего полгода. Режиссер отказался от хроники событий 1905-го года, оставив лишь бунт на броненосце «Потемкин» - историю, в которой матросов попытались накормить червивым мясом, а те в ответ подняли восстание. «Вдруг оказалось, что один эпизод может вобрать в себя все идеи и конфликты революции 1905 года. Как говорил Сергей Михайлович, часть может быть более выразительна, чем целое», - объяснил Наум Клейман. Подходящий для фильма корабль был найден в Одессе. Там же, на городской лестнице режиссер придумал ключевую сцену. Съемки фильма обошлись без дублёров. Лишь однажды Эйзенштейну пришлось лично выполнить трюк: исполнитель роли священника отказался падать. Впервые фильм показали в Большом театре на торжественном собрании членов Коммунистической партии. Современные киноведы до сих пор мучаются вопросом: как удалось организовать показ в таком огромном зале. Мощности ламп, какие были в начале 20-го века, было недостаточно, чтобы кинопроектор из царской ложи достал до сцены, где специально повесили экран. И, тем не менее, у тех, кто устраивал ту премьеру, все получилось. Кто был на показе, потом вспоминали, что картина поражала масштабом и качеством. В обновленном виде «Броненосец Потемкин» вернется на большой экран ближе к лету 2016 года, как только реставрация будет закончена.