Моцарт и Уэббер: Дом музыки приглашает послушать два гениальных реквиема
В ближайшую пятницу, 15 января, в Светлановском зале Московского международного Дома музыки в рамках VI Рождественского фестиваля духовной музыки пройдет концерт "Два реквиема". В программе — реквиемы Моцарта и Эндрю Ллойд-Уэббера. Проект театра "Новая опера" в рамках Рождественского фестиваля предлагает задуматься о вечном – о начале и конце жизни, о смерти и бессмертии. Два реквиема, две эпохи, классическое совершенство и современные новации, Моцарт и Уэббер – программа построена на резком контрасте. Свое последнее произведение Моцарт не закончил. История его создания окутана легендами, последующая судьба полна противоречий. Сегодня уже точно известно, что только первая часть была сочинена Моцартом полностью. В других он выписал основные голоса, в "Лакримозе" успел зафиксировать лишь начальные восемь тактов, а некоторые разделы и вовсе, если и существовали, то только в эскизах, которые не сохранились. Работу завершал ученик композитора Зюсмайер, именно с его дополнениями и в его оркестровке реквием исполняется в наше время, хотя ученые по-прежнему спорят о том, "что есть" и "как могло бы быть". Но даже в таком виде мощь моцартовских музыкальных мыслей ошеломляет. Его "Реквием" стал первой заупокойной мессой, которая покинула пределы церкви и обрела статус концертного произведения. Собственная история есть и у "Реквиема" Эндрю Ллойда-Уэббера. Что заставило автора сверхпопулярных мюзиклов, самого влиятельного человека в мире музыкального шоу-бизнеса, удостоенного всех мыслимых наград и званий, написать академическое произведение в столь серьезном жанре? Предложение почтить заупокойной службой память жертв конфликтов в Северной Ирландии? Ранняя смерть отца, органиста и церковного композитора, или какие-то другие внутренние причины? В любом случае Уэббер не рассчитывал на коммерческий успех своего реквиема, работал долго и напряженно, ища и находя оригинальные музыкальные решения в трактовке канонического текста. В его сочинении три солиста – тенор, сопрано и дискант, из оркестра убраны скрипки, последняя часть Agnus Dei заменена на Pie Jesu (Милосердный Иисус). Премьера в 1985 году убедительно показала – Ллойду-Уэбберу, как всегда, удается задуманное. Его реквием стал одним из самых ярких сочинений этого жанра в ХХ веке, запись тут же получила премию Grammy и разошлась миллионными тиражами. Солисты: Елизавета Соина (сопрано), Валерия Пфистер (альт), Георгий Фараджев (тенор), Евгений Ставинский (бас), Эльвира Хохлова (сопрано), Максим Пастер (тенор), Джошуа Кеннери (детское сопрано). Партия фортепиано – Татьяна Сотникова, партия синтезатора – Наталья Казакова, партия органа – Людмила Голуб. Хор и оркестр театра "Новая опера" (дирижер – Андрей Лебедев). Начало концерта – в 19:00, 15 января, Светлановский зал ММДМ.