"Лес призраков": обилие штампов загубило японский королит
Дебютная картина "Лес призраков" режиссера Джейсона Зада сегодня выходит в широкий российский прокат. В центре сюжета - молодая женщина по имени Сарра (Натали Дормер). Она узнает, что ее сестра-близнец, которая работает преподавательницей английского языка в Японии, пропала. Как сообщает металлический голос вестника плохих новостей, Джесс видели углубляющейся в чаще леса Аокигахара. Что говорит о многом. Вернее, о том, что ее наверняка нет в живых. Сарра немедленно отправляется на поиски вечно попадающей в неприятности сестры. Дальше - все по классике жанра хоррор. Но временно оставим героев новичка большого кино. Ведь главный персонаж этой ленты - все же Аокигахара, плотный лесной массив, лежащий у подножия горы Фудзияма. Внутри него - звенящая тишина. И это - не метафора. Звукоизоляция - полная. Практическая любая техника в лесу сходит с ума. Простая физика: богатая железной рудой почва влияет на поведение гаджетов. Аокигахара, как и гора Фудзи, - местро паломничества туристов со всего света. А "море деревьев" действительно топит в гуще души сотен самоубийц. Исторически сложилось, что суеверные японцы свято верят в мистическую сущность этого места. В древности несостоятельные семьи отправляли туда на верную погибель стариков, либо больных детей, списывая со счетов лишние голодные рты. Поэтому, чем черт не шутит, фантазировать на тему призраков Аокигахара - весьма благодарное дело. Тем более, что устремленные пиками в небо деревья всех оттенков зеленого сами со себе - видеогеничная фактура. Итак, Сарра едет на поиски сестры. Все, кто узнает о ее планах пойти в Аокигахару на поиски, пытаются отговорить. По воле случая она знакомится с журналистом из Австралии. Эйден (Тейлор Кинни) соглашает сопровождать девушку, при условии, что та согласится на публикацию книги с рассказом об этом, с позволения сказать, приключении. Сопровождающий их лесничий предупреждает - лес заставляет видеть то, после чего хочется свести счеты с жизнью. Особенно это касается людей, находящихся в расстроенных чувствах. То есть таких, как Сарра. Натали Дормер, знакомая нам по второстепенной роли в популярнейшем сериале "Игра престолов", а также по "Голодным играм" - здесь выступает на переднем плане. Ей достались сразу два персонажа - Сарра и Джессика. Актриса с задачей вполне справилась. Ужас Дормер достаточно убедителен: ее прозрачные глаза убедительно изображают страх, паника ей тоже удается. Радует и то, как снята лента. В особенности - панорамные кадры леса. По части картинки фильм хоть и не выдающийся, но приятный. А вот о сюжете такого не скажешь. Ужастики с японскими почерком обычно выходят действительно леденящими кровь. Обычно, но не всегда. Упор на фильмы по мотивам мифологии Страны восходящего солнца был сделан еще в начале нулевых. Это "Звонок", это и "Проклятье". Картины объединяют юрэй - озлобленные духи, испытывающие жажду мести. Некогда - люди, умершие насильственной смертью в глубокой печали. Даже если при жизни человек был хорошим, сама по себе такая смерть делает его дух носителем ужаса. Страшных историй на эту тему - масса. А потому к создателям "Леса призраков" закономерно возникает вопрос. Почему все хорроры, выходящие на экраны в наши дни - включая сегодняшнюю новинку, выглядит сплошной цитатой предыдущих лент схожего мотива? И почему сюжетные коллизии столь минималистичны, если не сказать - примитивны? Два вышеупомянутых фильма (особенно первые их части) держат нерв. И в самые жуткие свои моменты - так называемые "скримеры" - выглядят весьма изобретательно. "Лес призраков" на их фоне откровенно вторичен. А главное - до безобразия предсказуем. Если мы видим поросшие мхом камни, они сейчас же оживут; если длинные стволы деревьев - в полутьме рядом появятся призраки. Если узнаем в начале фильма о детских травмах Сарры и Джессики - ждем, когда же начнется сюжетная спекуляция ими. Из благодатного материала слепили халтурный результат, который оставит минимум воспоминаний и - что еще обиднее для жанра - эмоций.