Войти в почту

Алис Винокур: Я пишу истории, имеющие отношение к очень разным мирам

Фильм Алис Винокур "Телохранитель" вышел в прокат. Однако Алис интересна не только этой картиной, но и тем, что она - автор сценария турецкого фильма "Мустанг", выдвинутого на "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке", и он - в числе фаворитов. В Москве Алис Винокур представляла фильм "Телохранитель" на открытии Недели Каннского кино. Ваш фильм в оригинале называется "Мэриленд" - по имени виллы, где происходит действие. В России он пойдет под названием "Телохранитель". У нас в стране популярна картина с таким же названием с Кевином Костнером и Уитни Хьюстон. Не боитесь ненужных параллелей? Алис Винокур: Мой фильм очень отличается от той картины. Мне, безусловно, хотелось сделать жанровое кино, но не такое, где герои мощью интеллекта развеивают козни и "спасают мир", что удалось Кевину Костнеру. Здесь совсем другой герой. Когда фильм о войне снимает женщина, это очень заметно. Как вы выбрали Маттиаса Шонартса на главную роль? Весь ваш фильм - словно восхищение им как мужчиной? Алис Винокур: У меня есть такой шутливый ответ: снимала Маттиаса так, как обычно мужчины-режиссеры снимают женщин - показывая их как объект желания, как вещь, как товар. Да, мы много работали с его телом: наносили определенные татуировки, шрамы на голову, он научился драться, как солдат. Но мы тщательно прорабатывали и внутреннюю жизнь его героя, весь фильм идет изнутри его ощущений. Так что Шонартс не только объект в этом фильме, но и инструмент режиссерского видения. Вы - автор сценария фильма "Мустанг", который выдвинут от Турции на "Оскар". Откуда вы - француженка - так хорошо знаете Турцию? Алис Винокур: Для меня важно то, что я могу писать истории, имеющие отношение к очень разным мирам. И если я нахожу зацепку, чтобы подсоединиться к какому- то миру и понять, что в нем происходит - это для меня, как подарок. Я, конечно, не была в Афганистане и не несла военную службу, но сама когда-то пережила посттравматический шок, и мне это позволило понять, что происходит с героем фильма "Мэриленд". А вместе с Дениз (Дениз Гамзе Эргювен - режиссер фильма "Мустанг". - Прим. С.А.) мы вместе учились во французской киношколе. Потом мы встретились еще раз в Каннах, где искали финансирование на съемки своих фильмов. Я получила финансирование на съемки "Августины". Она - нет. Она была в отчаянии, говорила, что уходит из профессии. И я ей предложила сочинить вместе фильм. Мы стали разговаривать о том, что происходит в Турции. Она мне рассказала историю своих двоюродных сестер, которые каждый год ходили купаться - влетали в море, сидя на плечах своих знакомых парней. И вдруг им мать сказала: "Это неприлично, вы касаетесь интимными частями тела их затылков. Это недопустимо!" И я вдруг почувствовала родство с этой историей, я сама выросла в девчоночьем окружении. И мы стали читать истории девочек и то, что написано о жизни женщин в Турции. Собирали воспоминания. Так вырос сценарий. "Мустанг" напоминает другой фильм - о китайских девочках-невестах, которые, глядя на судьбы взрослых женщин, просто не захотели взрослеть и покончили с собой. Алис Винокур: Я не видела, к сожалению, этот фильм. Но вот эта мысль - желание выйти из оков собственной семьи, из мира, который кажется узким - она для меня очень близка. И национальность - Турция это или Китай - значения не имеет. Фильм "Мустанг" - о желании взбунтоваться против чего-то, что нагнетается и придавливает. Но это и тема моего первого фильма "Августина". Это бунт женщин против мужского мира. Бунт через тело, которое отказывается подчиняться. Над чем вы сейчас работаете? Алис Винокур: Действие моего следующего проекта частично происходит в России. Я надеюсь снимать у вас, хотя иностранцам сейчас работать в России нелегко. Надеюсь, что все получится.

Алис Винокур: Я пишу истории, имеющие отношение к очень разным мирам
© Российская Газета