Фильм "Джой": все, что вам не нужно знать о самоотжимающихся швабрах
Когда стало известно о выходе на экраны байопика о полном невзгод жизненном пути изобретательницы самоотжимающейся швабры, многие (по крайней мере - в России) восприняли это с растерянной ухмылкой. Но вот один за другим западные критики начинают картину расхваливать, исполнившая главную роль Дженнифер Лоуренс получает номинацию на "Оскар", рейтинг на IMDb приближается к солидной семерке, и российские зрители вдруг призадумываются: может, все действительно не так нелепо, и фильм достоин живого интереса? Как оказалось, все-таки напрасно. Картину действительно крайне трудно воспринимать всерьез. Разумеется, если вы не домохозяйка, за просмотром мыльных опер мечтающая стать сверхуспешной бизнесвумен. Тогда, возможно, имеет смысл один вечер потратить не на мыльные оперы, а на фильм "Джой". Наверное, очередная картина Дэвида О. Рассела с его любимым набором актеров, могла бы показаться забавной, если бы ей удалось стать пародией на популярные в последнее время киноадаптации историй успеха. Однако иронии здесь не хватает катастрофически. И даже при наличии отсылок к самым разным кинохитам - от гангстерских триллеров и "производственных" бизнес-драм до легендарного "Таксиста" - сохранить целостность фильму не удается. "Джой" постоянно заносит от сомнительной трагичности к неполноценной комедии. В конце концов корявое нагромождение штампов, именуемое здесь сюжетом, прибивает ленту к несуразному хэппи-энду, от розового оптимизма которого буквально сводит зубы. Когда становится ясно, что авторы в достаточной степени серьезны в призыве сопереживать борьбе суетливой неудачницы за свое счастье при помощи патентов на чудо-швабру, возникает понятное чувство неловкости, к концу стремительно возрастающее. Конечно, сама героиня, увлеченная обидами на воротил шоу-бизнеса (сначала - за неспособность оценить ее инженерский талант, затем - за стремление самостоятельно нажиться на ее "шедевре") и ведущая при помощи своего нехитрого устройства праведную, по ее мнению, войну со всем миром за место под солнцем, не особенно рефлексирует о том, насколько ее амбиции соотносятся с реальностью. За неуверенным, но претендующим на естественность феминистическим пафосом скрывается обыкновенная меркантильность и не соответствующее вообще ничему тщеславие. И при наличии известной степени настырности и одержимости "американской мечтой" эти качества с лихвой вознаграждаются. Идея для американского кинематографа далеко не новая, но в фильме "Джой" она обретает совершенно анекдотичную оболочку. И уж если сама Джой не вызывает особой симпатии, то окружающие ее подленькие родственнички и циничные дельцы - тем более. Всем давно прекрасно известные две с половиной эмоции, имеющиеся в актерском арсенале Дженнифер Лоуренс, как обычно, смотрятся бледно на фоне игры Купера и Де Ниро - но и персонажи последних удивительно необаятельны. Про кого только в наше время не снимают духоподъемные карикатуры на "Гражданина Кейна"! Несколько лет назад нам, например, предложили осознать революционную роль в истории изобретателя секс-игрушек. Теперь в качестве примера для подражания всем мечтающим стать "золушками, которым не нужен принц", предложена создательница волшебной швабры с легко снимающейся тряпкой. Ну, скажем спасибо хотя бы на том, что ее достижения не сравнивают с победой во второй мировой войне.