О советском писателе Данииле Хармсе сняли первых художественный фильм
21 января на Новой сцене Александринского театра состоится творческий вечер «Хармс и Ко», посвященный 110-летию со дня рождения писателя Даниила Хармса. Как сообщили в пресс-службе киностудии Proline Film, в программе вечера — показ трейлера драмы «Хармс», первого в России игрового кино о советском писателе и поэте Данииле Ювачеве режиссёра-дебютанта Ивана Болотникова Также в рамках мероприятия пройдёт презентация редких книг о Хармсе от издательства «Вита-Нова» и «Корпус», презентация проекта «Петербургский музей Хармса», выступление биографа Даниила Хармса Валерия Шубинского , а актёры, сыгравшие главные роли в фильме «Хармс» исполнят со сцены поэтический этюд на его стихи. В фойе Александринского театра вниманию посетителей будет представлена экспозиция личных вещей поэта. Отдельным событием вечера станет исполнение саунд-трека фильма музыкантами группы «АукцЫон». О загадочной личности Хармса, работе над проектом и главной идее фильма корреспонденту ИА REGNUM рассказал продюсер картины Андрей Сигле — Андрей Рейнгардтович, расскажите, почему Вы взялись за этот проект. — Как ни странно, наряду с многочисленными документальными картинами и экранизациями о Хармсе, ранее никто не снимал о нём художественного кино, никто не воплощал Хармса на экране в игровом фильме. Это первая причина. А вторая наверное в том, что мне было интересно. Было интересно поработать с молодым режиссёром Ваней Болотниковым, который практически живёт этой темой, болеет этой темой. Наряду с серьёзными большими режиссёрами с которыми я обычно работаю, мне всегда бывает интересно почувствовать энергию молодых кинематографистов. — А чем Хармс близок именно Вам? — Он близок мне ещё со школьной поры. И думаю, не только я, но очень многие помнят писателя именно со школы. У нас было две настольные книжки в то время — Козьма Прутков и Даниил Хармс. Они были растащены на цитаты… Фигура Хармса очень интересна. Она нестандартная. Это был человек, не ужившийся в мире, как будто с другой планеты. Человек, который появился неизвестно как, сформировал совершенно новый культурный мир и ушёл в небытие, непонятый своими современниками. Это очень трагическая фигура и в то же время очень эксцентрическая и в чём-то даже комичная. Даже то, как он одевался, или его абсолютно экзотические любовные истории… При всём этом это был очень ранимый, тонкий, хрупкий человек, настоящий художник. Настоящая звезда, залетевшая к нам. — В пресс-релизе фильма есть Ваша цитата: «На мой взгляд, Хармс сегодня очень актуальная фигура. Актуально его творчество. В связи с тем сюрреализмом, который происходит вокруг нас, он очень популярен и очень своевременен». Расскажите, что Вы имели в виду? Почему Хармс сегодня актуален? — Это достаточно длинный разговор. Моя оценка психологического состояния современного общества такова, что нынешняя жизнь сродни абсурдизму Хармса. Когда церковники высказываются положительно с Сталине, когда коммунисты крестятся в церквах. Дезориентация в пространстве молодёжи. На примере своей дочки могу сказать — она абсолютно дезориентирована, не понимает, как всё происходящее вокруг осознать и соединить в систему… Мир сходит с ума по Хармсу, я бы так сказал. Сейчас, кстати, многие ставят произведения Хармса — спектакли, не только в России, но и за рубежом. Он становится очень популярным. — Какова основная идея фильма? — Это биографический фильм, который рассказывает о судьбе великого писателя. Его произведения многие знают, а вот его жизненный путь и его трагическую смерть — нет. Его становление как писателя, круг его друзей, детский журнал, в котором он работал, его отношения с женщинами, его любовь… Всё это в фильме воссоздано абсолютно документально. У нас работал замечательный художник-постановщик Владимир Светозаров. Тот мир, в котором жил и творил Хармс — воссоздан был очень бережно и с большим уважением. — Фильм будет участвовать в фестивалях? Появится ли в прокате? — Да, конечно. Сейчас идёт самый ответственный момент работы — проводится музыкальное переоформление фильма. Когда мы закончим, нас уже ждут на фестивалях. Картина международная, в ней участвуют македонский и литовский сопродюсеры. Нас поддержали Голландским фондом «Хуберт Балс Фонд», европейский фонд «Евримаж» и уже ждёт Роттердамский фестиваль. Фестивали ещё будем выбирать, хотелось бы представить фильм максимально широко и серьёзно. Пока не определились. Но интерес к фильму уже большой. Следующий этап — это российский прокат, когда уже премьера фильма пройдёт на одном из фестивалей и международные форумы дадут свою оценку. Я достаточно скептически отношусь к нашему прокату в России. Потому что он имеет вполне определённую направленность. Захочет ли наш зритель посмотреть это кино, которое в общем, на мой взгляд немножко выше тех потребностей, которые сейчас демонстрирует наша публика. Выше, в том смысле оно тоньше, это не ужастик, не комедия, то есть не то, на что идёт сегодня наш зритель в кино. Тем не менее, думаю, что какую-то достойную часть зрителей мы найдём. Я думаю, фильм должен быть в первую очередь интересен молодёжи. — Андрей Рейнгардтович, и последний вопрос: наступил Год российского кино, и кинотеатрам предложено определённый процент времени отдать под показ отечественных фильмов. Что Вы думаете по поводу этой инициативы? — Я всегда плохо отношусь к любому регулированию какого бы то ни было бизнеса. Заставлять кинотеатры показывать российское кино наверное совсем не правильно. Хотя я как раз снимаю такое кино, которое не очень востребовано у зрителей. Но я понимаю прекрасно, что насильно мил не будешь. И заставлять кинотеатры показывать эти фильмы, а тем более измерять этот показ в процентах — бессмысленно. Бизнес всегда найдёт, как из этого вывернуться. Покажут на восьмичасовом утреннем сеансе, выполнят обязательства и с удовольствием съедят все субсидии, которые были на это выделены. Мне кажется, что главная проблема нашего проката в том, что он очень кургузый, очень маленький. На такую большую страну должно быть значительно больше кинотеатров. Тогда появятся кинотеатры, которые специально будут показывать и такое и другое кино — авторское, документальное, как это существует во всём мире. Наш бизнес наверное ещё очень молодой, достаточно сложно встать на ноги. И тем более его сейчас нельзя портить сладкими конфетками всяких субсидий — зубы выпадут (смеётся). Фильм «Хармс» стал международным проектом и был снят в копродукции России, Литвы и Македонии. Съёмки картины заняли всего 22 дня, в сентябре 2015 года в рамках Венецианского международного кинорынка вниманию зрителей был представлен трейлер фильма. Премьера «Хармса» состоится в 2016 году. Сюжетная линия картины строится вокруг трагической жизни поэта. Завсегдатай беспрерывных литературных тусовок и любитель эпатажа, он вроде бы живёт в обществе, он совершенно от него оторван. Он считает себя гением и бросает вызов времени, но издательства отказываются печатать его произведения. В атмосфере его ветхой квартиры, ленинградских улиц и набережных разворачивается удивительная битва человека с самим собой, своими пороками, страстями, с целым миром, в котором он существует, будто запертый в клетку. В проекте участвовал интернациональный актерский состав. Роль главного героя исполняет польский актер и театральный режиссёр Войцех Урбаньски , первую жену Хармса Эстер Александровну Русакову сыграла польская актриса Юстина Вонщик , на роль второй жены Марины Малич была утверждена литовская актриса Айсте Держюте , обладательница премии European Shooting Stars Берлинского международного кинофестиваля. В состав съемочной группы вошли знаменитый художник-постановщик Владимир Светозаров , работавший в «Идиоте», «Мастере и Маргарите», «Турецком гамбите», и оператор-постановщик Шандор Беркеши , снявший «Детей Арбата» и «Коктебель». Специально для фильма Президент Ассоциации композиторов Македонии Сони Петровски написал симфонию «Хармс», которую исполняет Македонский симфонический оркестр. Читайте также: «Милый Ханс, дорогой Петр» нашёл кинопрокатчика и выйдет в прокат в марте