Биография Михаила Ромма
Михаил Ильич Ромм родился 24 января (11 января по старому стилю) 1901 года в городе Иркутске. В этот город за революционную деятельность был сослан его отец, социал-демократ, врач по профессии. Некоторые источники, ссылаясь на обнаруженные в 2007 году в Государственном архиве Иркутской области документы, называют точной датой рождения Михаила Ромма 21 февраля (8 февраля по старому стилю) 1901 года. С девяти лет Михаил рос в Москве. В 1910-1918 годах учился в гимназии Кирпичниковой (впоследствии Свентицкой), после окончания которой поступил в Свободные государственные художественные мастерские (СГХМ) (бывшее Училище живописи, ваяния и зодчества) в мастерскую известного скульптора Анны Голубкиной. Осенью 1918 года он в составе продовольственной экспедиции выехал в Ефремовский уезд Тульской губернии. Год служил продовольственным агентом, реквизируя излишки хлеба у крестьян в Тульской и Орловской губерниях. В 1920 году он был мобилизован в Красную Армию, где до 1921 года служил в телефонно-телеграфном дивизионе связистом. После демобилизации Михаил Ромм снова поступил на скульптурный факультет Высшего государственного художественно-технического института (ВХУТЕИН), который окончил в 1925 году. После окончания ВХУТЕИНА Ромм, помимо занятия скульптурой, сочинял стихи, переводил французских классиков — письма Флобера, рассказы Мопассана, романы Золя. Кроме того, сам писал детские и исторические романы, повести, новеллы, газетные очерки, пробовал свои силы в театре, работал в газете. В 1928-1930 годах был внештатным научным сотрудником по вопросам кино в Институте методов внешкольной работы. В это же время он начал писать сценарии художественных фильмов. Его первый сценарий "Конвейер идиотов" не был принят, другой сценарий "Быт горит" также не был поставлен. В 1931 году по сценариям Михаила Ромма были поставлены фильмы "Реванш" и "Рядом с нами". В 1933 году режиссер Иван Пырьев по сценарию Михаила Ромма (совместно с Виктором Гусевым) поставил фильм "Конвейер смерти". В 1931 году Ромм ушел из Института методов внешкольной работы и поступил ассистентом режиссера Александра Мачерета на киностудию "Совкино"/"Мосфильм". Первая кинокартина Ромма "Пышка" (1934) по рассказу Ги де Мопассана была вынуждено немой — режиссеру ограничили смету. Фильм был удостоен приза кинофестиваля в Венеции в 1934 году. В 1937 году Михаил Ромм поставил приключенческий фильм "Тринадцать", в котором единственную женскую роль сыграла актриса Елена Кузьмина, ставшая его женой. В 1937-1939 годах режиссер создал два фильма о Ленине: "Ленин в Октябре" (1937) и "Ленин в 1918 году" (1939), где роль Ленина сыграл Борис Щукин. Дилогия была удостоена Сталинской премии в 1941 году. Вершиной творчества Михаила Ромма считается картина "Мечта" (1941), снятая по сценарию Евгения Габриловича и самого Ромма. Снималась она перед самой войной, на экраны вышла в 1943 году. Реалистическая драма из жизни обывателей захолустного городка в предвоенной Польше — поляков, евреев, русских — продолжила традицию классических произведений о "маленьком человеке". В 1944 году Ромм создал антифашистский фильм "Человек № 217", съемки которого проходили в Москве и Ташкенте. Картина получила Сталинскую премию. В 1946 году фильм был удостоен Большого приза Ассоциации авторов за лучшую режиссуру на Первом Международном кинофестивале в Каннах. В последующие годы режиссер создал ряд фильмов, в которых обличал фашизм: "Русский вопрос" (1948), "Секретная миссия" (1950), "Убийство на улице Данте" (1956). Большим постановочным размахом отличалась созданная в 1953 году историческая дилогия Ромма "Адмирал Ушаков" и "Корабли штурмуют бастионы". В 1962 году с фильма "Девять дней одного года" о молодых ученых-физиках начался новый период в творчестве Михаила Ромма. Фильм был удостоен Большой премии "Хрустальный глобус" МКФ в Карловых Варах-62, почетных дипломов МКФ Сан-Франциско (1962) и Мельбурне (1965). Последней работой Ромма стал монтажный фильм о Третьем рейхе "Обыкновенный фашизм" (1966), отмеченный Специальным Высшим призом жюри МКФ документальных и короткометражных фильмов в Лейпциге. Фильм монтировался из документальных кадров кинохроники, авторский текст читал сам режиссер. К большинству своих кинолент Ромм написал сценарии. Михаил Ромм занимал различные кинематографические посты. В 1940-1942 годах он был художественным руководителем Главного управления по производству художественных фильмов, в 1942-1947 годах был режиссером Театра-студии киноактера (ныне Государственный театр киноактера). С 1945 по 1946 год Ромм входил в Большой художественный совет по делам кинематографии при ЦК партии. Михаил Ромм занимался преподавательской работой. С 1938 года преподавал во ВГИКе на операторском и сценарном факультетах, с 1949 года (с перерывами) был руководителем актерско-режиссерской мастерской ВГИКа, с 1958 года — профессор. Многие из его учеников стали широко известными кинорежиссерами — Тенгиз Абуладзе, Динара Асанова, Владимир Басов, Георгий Данелия, Александр Митта, Никита Михалков, Глеб Панфилов, Игорь Таланкин, Андрей Тарковский, Григорий Чухрай, Реваз Чхеидзе, Василий Шукшин и другие. В конце жизни Ромм задумал хронико-документальный фильм "Мир сегодня", но завершить его не успел. Картину заканчивали Элем Климов, Герман Лавров, Марлен Хуциев. На экраны он вышел под названием "И все-таки я верю" (1976). Михаил Ромм — автор книг и статей по вопросам киноискусства. Он был Почетным членом-корреспондентом Академии искусств ГДР (1967). 1 ноября 1971 года Михаил Ромм скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В 1950 году Ромм был удостоен звания народного артиста СССР. Он был лауреатом Государственных премий СССР (1941, 1946, 1948, 1949, 1951), лауреатом Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых (1966). Среди наград режиссера — два ордена Ленина, ордена Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, медали. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников