Дмитрий Самойлов: Пусть у нас будет такой мальчик со своей омерзительной восьмеркой
Мне кажется, наше предвзятое представление о том, как все должно выглядеть в экранизации классического романа, сформировано штатными художниками по костюмам Мосфильма. Англичане в этом смысле посвободней. Я и просто кино смотрю редко, а так чтоб в специальный театр для этого идти - это вовсе раз в два года. Иногда вижу что-то по кабельным каналам. В основном, останавливаюсь на советских фильмах, которые, впрочем, все как один убоги. Но там важен быт - где какой троллейбус проехал, кто из какой чашки пьет. А еще я случайно семь раз посмотрел какой-то французский фильм про любовь женщины с детьми и мужика, выдававшего себя за водопроводчика. Этот фильм каждую субботу по одному и тому же каналу показывали. Как раз, когда днем дети спят. А я все смотрел и не мог поверить, что они один и тот же фильм каждую неделю показывают. Думал, может, это с теми же актерами просто. Все надеялся, что другой. Нет. Оказалось, тот же. Семь раз. А тут вот что-то с нового года много всего увидел. Был впечатлен. «Война и мир» сериал BBC. Мне кажется, наше предвзятое представление о том, как все должно выглядеть в экранизации классического романа, сформировано штатными художниками по костюмам Мосфильма, которые это знание получали из одних и тех же книжек и передавали из уст в уста поколениями. Англичане, в этом смысле, посвободней. Ну, молния на платье у Ростовой, ну, бальный мундир Болконского похож на парадную форму Якунина, это все ничего. Зато, каков Пьер! Если смотреть на него больше минуты, веришь всему. Обнимаешь его и со всем соглашаешься. Очень убедительный герой получился. И старый граф чудный. И вообще, почти все Ростовы. Болконский, конечно, из бойзбэнда, Долохов из румынского табора, Элен из швейного техникума, разве что на дискотеку разрядилась. Но это все мелочи. По-настоящему плохо только одно – работа художника. Видимо, у них там какая-то своя дирекция документальных программ или что-то в этом духе, где люди, отвечающие за историческую достоверность, не отвечают за общий план. Каждый лампас, каждый шеврон, каждый воротничок горят своим ярким цветом. Все цвета разные, друг с другом не сочетаются, смотреть неприятно. А так-то чего? Мы со всем уважением и пониманием. Нормальная экранизация. Спасибо. Мне было интересно. «Шпионский мост» Почему бы два часа не посмотреть на Тома Хэнкса, да? Это занятие социально не осуждаемое, и уж все лучше, чем водку по подъездам пить. История обмена Абеля на другого хулигана – американского летчика. Я надеялся, что там будут всякие шпионские штуки и сюжет, и его повороты. Но нет. Конфликт такой – достоин ли шпион и предатель добротного и справедливого американского правосудия или не достоин. Том Хэнкс – адвокат – решает, что достоин и делает все возможное, чтобы это доказать окружающим, которые платят ему ненавистью в вагонах метро, читая утренню газету, где о нем статья. Никакой интриги, никаких неожиданностей и даже сцена крушения самолета снята настолько неинтересно, что, кажется, ее снимали для сериала на канале Россия. Мне кажется, Спилберг собирался снять такой фильм, который можно запаять в титановую капсулу и отправить в космос к далеким мирам. Через миллионы световых лет смешные инопланетяне получат послание и узнают, что была такая цивилизация – земляне. Сводилась она, преимущественно, к американцам, которые были великодушными гуманистами, и были вынуждены отбиваться от всякого говна на подошве вроде окружающих народцев – немцев там или русских. Этой задаче фильм полностью отвечает. Для инопланетного разума, осмелюсь сказать, это будет интересное зрелище. Для земного – так себе. «Омерзительная восьмерка» Все говорили, что это скучный фильм. И я два раза уснул в кинотеатре, пока смотрел ‘Омерзительную восьмерку’. Но мне было интересно, я действительно считаю этот фильм увлекательным. А уснул я потому что свет выключили, отчего бы не поспать. Поражает степень насыщенности кадра всем – снегом, предметами быта, лошадьми, мозгами в собственном соку, многослойной одеждой. Это такой Герман для бедных. Для меня, например. У Германа кадр так же насыщен говном. А я говно как-то не очень. История, в целом, вполне ясная. Тарантино в который раз упирает на то, что весь криминалитет – недалекое жлобье, и всех их нужно убить. Невинно страдают и хорошие люди – кучер с неграми. То есть, рабочий класс. Нормально. Тарантино сказал, что действие всех его фильмов происходит в одной вселенной. Но это информация ненужная. Важно, что сам Тарантино давно существует в одной вселенной. Сам с собой. Отдельно от нас и кинематографа. В этом отношении Тарантино больше всего напоминает режиссера Михалкова. Мне плевать на всех, я снимаю, как хочу. Точнее, как хочется. Между «хочу» и «хочется» есть ощутимая разница. Хотеть – это обращение к воле, это задаток стремления, начало пути к поставленной цели. А «хочется» это каприз избалованного ребенка. Вот пусть у нас будет такой мальчик со своей омерзительной восьмеркой. Источник: Блог Дмитрия Самойлова, публикуется в сокращении