Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Мультипликация в лицах

"(Не)реальные герои" на ВДНХ
Выставка мультипликация
На ВДНХ в павильоне N2 проходит выставка "(Не)реальные герои. Художники и персонажи "Союзмультфильма"". Экспозиция юбилейная -- в этом году "Союзмультфильму" исполняется 80 лет. О том, какими на самом деле были небритый Волк из "Ну, погоди!", наивный Чебурашка с хитрым Геной и воинственная фрекен Бок,-- .
С одной стороны, выставка -- про чудесную многоликую советскую мультипликацию, впрочем, одну из лучших, разнообразнейших и достойных в мире (всего в экспозиции на ВДНХ представлено 800 работ). Для детей здесь обустроены небольшие кинозалы, где мультфильмы можно посмотреть от начала и до конца. С другой стороны, взрослые приходят посмотреть на свое собственное детство, когда родная им мама (разумеется, на самых законных основаниях) и сама превращалась вдруг в фурию фрекен Бок и совершенно не давала смотреть "Умку", "Антошку", "Варежку", "Топтыжку" или очередную серию из "Простоквашино", пока не будут сделаны все школьные уроки на завтра.
"(Не)реальные герои" полны не столько готовых макетов и кукол: советское мультипликационное искусство делилось приблизительно напополам -- между бегущим рисунком-кадром (к примеру, позднейший, практически хипповский мультфильм-мюзикл "Бременские музыканты") и говорящей подвижной куклой (многочисленные, почти философские серии "38 попугаев").
Здесь представлены начальные стадии изготовления того или иного мультфильма, его эскизы. Вот, к примеру, Волк из культовой картины "Ну, погоди!" ( и Светозар Русаков, 1969-1986). Дебютный, эскизный Волк был более сиз, зловещ мордой и извилист тушкой, когтист и страшен, словно тунеядец или пьяница, да еще и с абсолютно небритым хвостом! Волк, каким мы видели его на голубом экране, был куда более элегантен -- будто ушлый фарцовщик с улицы Горького (впрочем, относительная небритость его куцего хвоста осталась и в оригинале). Заяц из серий "Ну, погоди!" тоже изначально был совсем иным: с ровно-круглой, как шар, почему-то совершенно рыжей головой, лапидарными лапами и маленьким хвостом. Позднее Заяц благородно, по-девичьи, посерел и даже приобрел розовый румянец и белые лапки.
Или же возьмем за шкирку мультипликационного Винни-Пуха (художники и , режиссер Федор Хитрук, 1969-1972). Изначально медвежонок был совсем не так толст, неловок и щекаст, каким мы видели его на экране, то же самое можно сказать и о Зайце: тот на эскизах заметно терял свое ученое, занудное очарование, но, к счастью, приобретал более университетские, "британские" и благородные черты на экране.
Особенная глава -- "Простоквашино", мультфильм, который позиционировался как "комедийная семейная драма в трех частях" (1978-1984). Здесь и вожделенный брежневский уют (квартира, машина, фикус, зимняя дача папы и мамы, работающей певицей на телевидении), и сам папа, судя по окладистой, но не номенклатурной бороде, процветающий научный сотрудник, и домашние звери, говорившие голосами лучших актеров страны. Мультфильмы "Простоквашино" -- такой же символ застоя, как "Служебный роман" или "Ирония судьбы" вкупе с "Гаражом".
Эпические мультфильмы -- как на пряные, но очевидно философские, прославляющие дружбу восточные темы "Маугли" (1967-1971, мультипликатор и режиссер ), индийская "Золотая антилопа" (1954, Лев Артамонов), западные сюжеты ("Золушка", 1979, ), "Снежная королева" (1955-1957, ) и сермяжные русско-народные сказки ("Волшебное кольцо" с прыткими Жужой и Машкой; 1979, режиссер , занимавшийся творчеством поморской литературы) -- тоже показаны в экспозиции на ВДНХ. Это мультфильмы-учителя, мультфильмы-наставники, которые должны были сквозь пучину развлечений, интриг, похищений, препятствий, ухищрений и, наконец, покорений всех возможных врагов показать маленькому зрителю окончательное и бесповоротное торжество добра и правды. Причем торжество при любых обстоятельствах, исторических предпосылках и континентах.
Мультфильм в СССР учил буквально всему: и игре в футбол ("Футбольные звезды", 1974, режиссер ), и полету на другую планету, и любви, и дружбе (серии о приключениях Чебурашки, 1968-1983, ; или о похождениях Карлсона, 1968-1970, ), и правильному советскому быту, и отчасти литературе (кукольный "Освобожденный Дон Кихот", 1987, режиссер Владимир Курчевский; или же "Похождения Чичикова", 1974, режиссер Борис Степанцев).
И только два мультипликационных фильма стоят (и на выставке, и в истории этой отрасли) особняком -- это "Голубой щенок" (1976, режиссер Ефим Гамбург) и, конечно же, "Ежик в тумане" (1975). Они появились почти одновременно и стали объектами не только сентиментального большого кино, но и маленькими предметами грандиозного экспериментального свойства. И "Щенок", и "Ежик" -- это настоящий магический реализм, достойный не только детей, но и взрослых. Но в первую очередь, конечно, детей, которые смогут их оценить так, как хотели бы сами их создатели. Оценить именно по-детски -- невинно, просто, задумчиво, во все глаза и без лишних взрослых воззрений.