Эдди Редмэйн: Я уже играл женскую роль до фильма "Девушки из Дании"
"Девушка из Дании" (в прокате с 28 января), пожалуй, один из самых необычных фильмов 2015 года. Показанный впервые на Венецианском кинофестивале, он произвел громкий эффект. Затем "взорвал" Торонто, где на одном из крупнейших киносмотров мира сразу же вырвался в фавориты. А сейчас - номинируется на "Оскар" в нескольких категориях сразу. Шокирует этот фильм, прежде всего, выбранной темой. Это сейчас можно прочитать в новостях, что теперь в Нью-Йорке, например, могут оштрафовать на 250 тысяч долларов за оскорбление трансгендера: "никто не имеет права называть человека мужчиной, если он считает себя женщиной - и наоборот". Но было время, когда людей, задумывающихся о смене пола считали, как минимум, шизофрениками. Например - двадцатые годы прошлого века. Об этом в начале нового тысячелетия, в 2000 году написан роман "Девушка из Дании" Дэвида Эберсхоффа, на котором и основан сценарий фильма. А его главный герой - художник Эйнар Вегенер - первый человек, решившийся на операцию по смене пола. Имело ли смысл привозить фильм, где в подробностях рассказана история Эйнара Вегенера, он же Лили Эльбе, в Россию - это вопрос. Но прокатчики рискнули. Потому что снял фильм оскароносный британский режиссер Том Хупер, на счету которого "Король говорит!", "Отверженные", "Красная пыль" и другие картины. Потому что снялись в нем, помимо Эдди Редмэйна, сыгравшего Эйнара Вегенера, такие звездные актеры, как Алисия Викандер (она сыграла его жену - Герду) и Маттиас Шоннартс. В одной из ролей - подруги семьи - новая жена Джонни Деппа Эмбер Херд, но это - не суть. Разговор с Эдди Редмэйном - актером кино и сериальным, который блестяще сыграл главную роль в фильме "Вселенная Стивена Хокинга", получив за нее премии "Оскар", "Золотой Глобус" и BAFTA, и в этом году также претендует на все те же премии за "Девушку из Дании" - получился необычным, как и сам фильм. Так что, возможно, и на этом интервью стоит поставить отметку 18 плюс. Эдди, что вы можете рассказать об экстраординарной Лили из истории про "Девушку из Дании"? Эдди Редмэйн: К моменту, когда впервые прочитал сценарий, я ничего не знал про историю Лили и Герды Вегенер. Но то, что я прочел, глубоко запало мне в душу, как страстная, при этом подавляющая история любви, которая отвечает на многие вопросы и позволяет выйти за общепринятые границы. Также это история глубоко аутентичная, рассказывающая о том, что позволяет людям быть самими собой, раскрывает их комплексы и прямо называет темы, о которых нельзя говорить. Простота в разговоре о сложных вещах - именно это зацепило меня в сценарии, и я пытался соответствующим образом играть, изображая Лили и говоря о запрещенных темах. И мне хотелось быть уверенным, что все получилось должным образом, когда мы закончили работу. Но вы же понимали, что сыграть такую роль - это вызов. Эдди Редмэйн: Я чувствовал большую ответственность за свою работу. Лили - это экстраординарная женщина, она - икона для трансгендерного комьюнити, и я, как актер, был счастлив, что мне выпало играть такую роль. Обескураживающие вещи - они всегда пугают. Но важно не позволить людям опуститься, и разрушить память ради чего-то волнующего и настоящего. Том Хупер долго готовил этот проект. Расскажите, как именно вы готовились к нему? Эдди Редмэйн: Когда я еще не знал, что этому фильму дадут "зеленый свет", я работал с Ланой Вачовски* (имеется в виду фильм "Восхождение Юпитер" - прим. авт.). Мы много говорили о Лили Эльбе. И Лана, между прочим - владелица картин Герды Вегенер, где та рисовала Лили, - посоветовала мне какие книги читать. Так что, когда стало ясно, что съемки "Девушки из Дании" будут, я был уже подготовлен. Лили и Герда были прекрасными художниками. Вы брали для роли уроки рисования? Эдди Редмэйн: Вы знаете, я люблю рисовать. Я не великий живописец, но получаю удовольствие от рисования еще с тех пор, как был ребенком. Но вот что поразительно для меня - так это разница между рисунками Герды и Лили - с тех пор, как она была еще Эйнаром. Если посмотреть на работы Эйнара Вегенера - они очень специфичны, и они вроде бы более содержательны, в то время, как работы Герды гораздо свободнее. И что для меня было особенно интересно - если посмотреть на фотографии или рисунки Лили, когда она жила, как Эйнар - на них, например, изображены огромные воротники, которые словно душат человека. А потом Лили начинает осознавать себя, раскрываться сама. И это также видно по многим деталям и по рисункам в целом. Том Хупер говорил о том, что одной из причин, почему он захотел работать с вами снова, было то, что он видел - вы способны понять и прочувствовать женщину. Эдди Редмэйн: Я не знаю. Не думаю, чтобы мы с ним говорили об этом так много. Просто режиссеры всегда ищут в актерах характер, который им интересен и способность должным образом перевоплотиться. Я имею в виду, например, что я в процессе работы над ролью идентифицировал себя с моей мамой. А моей первой профессиональной работой была роль Виолы в "Двенадцатой ночи" Шекспира. И там тоже пришлось играть женщину, так что понять женское начало было не впервой для меня. Расскажите подробнее о работе с Томом Хупером? Эдди Редмэйн: Когда вы начинаете работать актером, вы - как человек-оркестр и вначале вам достаточно получить роль, и вы пробуете себя, получая разные задания, попадая в различные группы людей, и вам может быть одиноко. Но потом вы подружитесь с кем-то близким по духу, и вам уже не будет так одиноко, и вы станете стремиться работать с ним снова и снова. Том - друг, который знает многие мои работы и знает все мои актерские штампы, уловки и фокусы. Мы с ним можем быть откровенны до резкости, но для меня просто счастье работать с другом, который к тому же обладает неординарным талантом. * Американский режиссер Ларри Вачовски сменил пол во второй половине 2000-х, взяв имя Лана. Впервые Лана Вачовски появилась на публике в 2012 году, как раз, когда шла работа над фильмом "Восхождение Юпитер".