Войти в почту

Чтобы карета не превратилась в тыкву

Стоит купить абонементы Московской филармонии на новый сезон В ночь на 1 февраля ровно в 24:00 Московская филармония открывает онлайн-продажи абонементов нового концертного сезона-2016/17. В кассах филармонических залов (В Москве их 12) продажи стартуют утром, но очередь тоже занимают с ночи. За чем стоим, что дают и почему важно не пропустить момент, объясняет Юлия БЕДЕРОВА. Судя по практике последних нескольких лет, отдельные абонементы из нового филармонического набора опять будут раскуплены в первый же день (всегда мгновенно разлетаются циклы с участием Дениса Мацуева, Николая Луганского, детские «Сказки с оркестром» и популярными драматическими актерами в роли чтецов). И основная часть — в первую же неделю продаж. Все как всегда, но сегодня абонементные билетные книжки выглядят еще и настоящим антикризисным предложением: даже дорогие билеты (скажем, 3600 руб. за два концерта, что дорого по абонементным меркам, но тот же абонемент на другие места продается за 900 руб.) — неплохое вложение падающих денег на полтора года вперед: гарантированная возможность попасть на хороший концерт в начале июня 17-го года, к примеру, за 300 руб.— по-своему бесценна. Это не значит, что отдельные билеты на отдельные концерты нельзя будет купить потом. Но, во-первых, они окажутся заметно дороже. Во-вторых, это значит, что мы уже знаем, что с нами будет, начиная со следующего сентября. По крайней мере — в абонементных контурах филармонического сезона. Эти программы отменяются только в случае форс-мажора. Ранний старт продаж (кассы открываются на месяц раньше обычного), скорее всего, объясняется давлением кризиса. Оно же, как можно заметить, сказалось на содержании, но главное — на объеме самих абонементных циклов. Если в прошлые годы топовые абонементы (первые три-четыре десятка в списке) представляли собой циклы из трех-четырех концертов, то теперь серия под одной шапкой иногда — всего лишь две программы. А значит, сокращение и подорожание филармонического сезона все-таки произошло, хотя мягко, без падения качества и пока не очень заметно. В остальном предложение не выглядит усеченным. Сохраняются главные абонементные названия и серьезные программы внутри, даже с участием импортных музыкантов, хоть и более скромным по объему, чем публика уже привыкла. В цикле «Шедевры барокко» (абонемент №3) — блестящие вещи и имена: изысканный Фрайбургский барочный оркестр с Маттиасом Гёрне и Бахом и глянцевый ансамбль «Матеус» с «Мессией» Генделя. «Оперные шедевры» (абонемент №2) — «Вертер» Массне и — сенсация — первое в России исполнение «Тезея» Генделя с роскошным как всегда подбором европейских солистов. Абонементы №6 и №7 тоже гастрольного содержания, «Звезды мировой оперы» — это меццо Мари Николь Лемьё и контратенор Валер Сабадус, а «Звезды европейского фортепианного искусства» в этот раз представляют высокий профессорский стиль концертного музицирования (Рудольф Бухбиндер, Мишель Берофф). Под явным влиянием успеха изысканного программирования главных гастрольных абонементов заметно изменился репертуарный строй импортозаместительного предложения. Появились сразу несколько новых оперных абонементов, красив, например, абонемент №5: своими силами будут сделаны «Фауст» Гуно с Федосеевским оркестром и редкая «Ариадна на Наксосе» (Генделем займутся Владимир Юровский и Госоркестр, что захватывающе интересно). Несколько десятков абонементных номеров — это красота программ, названий и исполнителей, обещающая качество и нетривиальность интерпретаций. Как всегда замечательно спрограммированы абонементы Российского национального оркестра и Михаила Плетнева (№19–21), не разочарует ни один из трех. Закрыв глаза, можно покупать абонементы оркестра Musica Viva и Александра Рудина (№41), это всегда будет чудесная музыка в безупречном исполнении, абонемент Госоркестра (№14, №74), у которого юбилей, неординарные программы (с музыкой XX и XXI веков в числе прочего) и кроме Владимира Юровского еще приглашенные дирижеры Михаил Юровский и Александр Ведерников. Тот же Ведерников однажды встанет за пульт башметовского оркестра «Новая Россия» (в абонементе №15 еще Луганский, Третьяков, музыка Бриттена, Бернстайна, Мендельсона). Абонементы №33–36, №81 посвящены инструментальным концертам и все мощно выстроены в исполнительском отношении — здесь Валерий Афанасьев, Олег Майзенберг, Элисо Вирсаладзе, Вадим Репин, Борис Березовский, Лиана Исакадзе, Николай Луганский, Александр Князев, Катя Сканави и другие. Фаворитов филармонической публики приглашает в абонементную серию тоже празднующий юбилей Академический симфонический оркестр Московской филармонии (№11, №73) — здесь кроме прочих победитель конкурса Чайковского Дмитрий Маслеев и снова Борис Березовский. Формально «молодежные» абонементы №37 и №38 реально представляют собой современную сцену — в числе звезд Лукас Генюшас, Андрей Гугнин, Айлен Притчин, Александр Рамм, Юрий Фаворин и другие чудесные музыканты. В программах абонемента №87 — героические Люка Дебарг и Даниил Трифонов вместе с Фредериком Кемпфом. Решая, как жить через год, не стоит ограничиваться первой сотней абонементных номеров, скажем, цикл №154 — это двадцатый юбилейный фестиваль камерной музыки «Возвращение», один из лучших фестивалей камерной музыки в принципе. Абонемент №169 — авторские концерты современных композиторов. Абонемент №185 — программы Алексея Любимова и учеников, историческая музыка на исторических инструментах вместе с острым всегда ощущением современности. Есть еще циклы, номера которых начинаются с двух нулей и адресованы самой широкой публике, в том числе начинающим. Тем не менее летние просветительские концерты Госоркестра и Владимира Юровского (№001) в музыкальном отношении сделаны без всякой скидки на степень посвященности в филармоническую практику. Их просветительский пафос — в словах, манере и программных сочетаниях. И если кто-то еще не знает, с чего начать, лучше всего выбирать именно этот абонемент, а дальше руководствоваться местом и временем концертов (отдаленный зал «Филармония-2» предоставляет роскошный выбор), а также если не рекомендациями выше, то разговорами в очереди — часто они здесь по-настоящему информативны.