10 фильмов фестиваля Sundance 2016, на которые стоит обратить внимание
Словосочетание "американское кино" вызывает в наших головах определенный стереотип. Это то кино, против которого хотят ввести квоты в кинотеатрах, оно поражает своими аттракционами и ничем больше, и еще - учит плохому. При этом зачастую не берется во внимание, что есть совсем другое американское кино. Такое, которое в нашу страну привозят редко, потому что на нем особо не заработаешь. В нем снимаются те же звезды, которых мы знаем по блокбастерам, но играют совсем другие роли. Вот такому - независимому - кино и посвящен Sundance - один из крупнейших и авторитетнейших фестивалей мира, проходящий в Северной Америке в Штате Юта в городке Парк-Сити. Добираться далеко и непросто, но любителей кино это не останавливает - они сюда мчатся через весь мир, чтобы постоять в длиннющих очередях в кинотеатры. Организованный Робертом Редфордом фестиваль, в этом году прошел в юбилейный 35-й раз (он чуть чуть моложе, чем наш главный Московский киносмотр). И сам "отец-основатель" в этот раз особо привечал поколение молодых кинематографистов - сорок восемь фильмов из программ фестиваля сняты режиссерами-дебютантами. В своей речи, посвященной им, Редфорд говорил о том, что самое важное в кино - рассказать историю. Вот таких киноисторий привезли сюда около 200 из 37 стран мира. Отобрали их почти из 12 тысяч заявок. Увы - среди фильмов на этот раз не оказалось русских, но вот истории про наших близких соседей в программах фестиваля были. Все фильмы посмотреть, конечно, нереально. Однако в США существует специальный телеканал, названный именем фестиваля - Sundance, где круглосуточно, в течение года показывают отобранное для киносмотра кино. Тем не менее, обозреватель "РГ" постаралась выбрать несколько документальных и художественных фильмов, премьеры которых состоялись здесь в этом году, полагая, что о каждой из этих картин после Sundance наверняка заговорят. 1. "Путешествие Майкла Джексона..." (Michael Jackson's Journey from Motown to Off the Wall) Спайка Ли Не знаю - будет ли режиссер Спайк Ли - афроамериканец - бойкотировать "Оскар", о чем писали СМИ, но вот Sundance он не пробойкотировал и привез сюда свой новый документальный фильм про Майкла Джексона. Вместе с ним приехали представить кино Джон Бранка - тот самый знаменитый адвокат Майкла Джексона (в фильме он сопродюсер), и колоритный музыкальный критик Questlove. За что "спасибо" этому фильму - он ни разу не показывает Джексона ходячей "мумией". Зритель видит певца во всем блеске таланта и понимает, из-за чего именно по нему сходили с ума миллиарды людей. Тут еще тот самый Джексон, который обаятелен, танцует, как заводной, постоянно придумывает что-то новое. Формально, как следует из названия, фильм рассказывает историю певца от первых записей на студии Motown до альбома "Стена", о каждой композиции в котором рассказывают те, кто имел к ней отношение. В фильме собрано столько звезд, что глаза разбегаются: как удалось их всех отснять. Потом становится понятно, что тема привлекала сама. Говорят, что Спайк Ли собирается снять еще один документальный фильм о Джексоне - с привязкой к альбому "Триллер". И думаешь: надо же, как они совпали. Ведь работали когда-то вместе. Пусть немного, но Спайку Ли удалось прочувствовать и понять Джексона, как никому другому. Каждой знаменитости такого бы биографа-документалиста. 2. "Так вот: грезы об объединенном мире" (Lo and Behold, Reveries of the Connected World) Вернера Херцога Новый фильм, который Вернер Херцог приехал представить в Парк-Сити лично - документальный. Это важно обозначить, потому что классик работает и в жанре художественного кино. Напомним, в прошлом году вышел его игровой фильм "Королева пустыни" с Николь Кидман. Сейчас же Вернер Херцог снял фильм про... интернет. И прекрасно, что это сделал именно он. Потому что если убрать назидательность и местами наивность по отношению к цифровому пространсву, осмыслить это явление с точки зрения вечности мог мастер только такого уровня. Фильм разделен на 10 глав - Херцог подошел к работе с немецкой тщательностью, и большое спасибо режиссеру - там нет ни слова про корпорацию Apple и Стива Джобса. Даже про Марка Цукерберга. Но уже вначале на экране предстает первый компьютер, о котором говорится, что он уродливый, и, кажется, зритель способен даже почувствовать его запах... В фильме есть и роботы. Робот-автомобиль, например, в котором сзади, где "запаска", расположены сразу 4 компьютера, - он сам везет пассажира. Или роботы, которые "играют в футбол не хуже, чем Роналдо". Есть и "ДНК" - схемы компьютерных игр. А также - истории множества людей, пострадавших от интернета, и монологи хакеров, и заявление о том, что никакое правительство и государство по большому счету не в состоянии контролировать Всемирную Паутину. Есть в картине и размышления о том, что, мол, если что случится с Интернетом, люди не вспомнят, как жили до этого. И - очень точные фразы. Например: "Если ты общаешься по интернету, никто не знает, что ты - собака". 3. "Кристин" (Christine) Антонио Кампоса За эту роль, возможно, в конце года популярная британская актриса Ребекка Холл получит все высокие награды. На Sundance в этом году привезли два фильма - о наделавшей шума истории журналистки, которая покончила с собой в прямом эфире. Один - документальный, а другой - художественный. О втором - и речь. Реальная история произошла в 1974 году. У журналистки Кристин Чаббак не складывалось все. Сложная ситуация на работе, неразделенная любовь к коллеге, и … затяжная депрессия. Известно, что антидепрессанты зачастую приводят к суициду. Но все подобные случаи, как правило, тихи. За исключением этого - 29-летняя Кристин выстрелила в себя из револьвера 38-го калибра в прямом эфире утренних новостей. Журналистам фильм к просмотру обязателен. Как ни странно, людям с психическими отклонениями - также. За Ребекку Холл можно порадоваться, поскольку ее карьера после таких работ, как в фильмах "Фрост против Никсона", "Превосходство", "Вики Кристина Барселона" развивается стремительным образом. В фильме также играет однофамилец Ребекки - Майкл Холл, известный как режиссер сериала "Декстер". Тут он выступает в роли того самого коллеги по работе, в которого так неудачно влюбилась Кристин. 4. "Холлеры" (The Hollars) Джона Красински Джон Берк Красински - красавчик из сериала "Офис", герой фильма "Отпуск по обмену" и других, продолжает пробовать себя в разных ипостасях. В новом фильме "Холлеры" он не только режиссер, но и исполнитель главной роли, что как бы само собой разумеется. С 2009 года не появлялся он на Sundance так громко. Тогда он привез фильм "Короткие интервью с подонками", который, по сути, можно было бы перевести на русский, как "Все мужчины сво...". А на этот раз пригласил приехать с собой и представить фильм, например, всеобщего любимца Шарлто Копли, который также играет в картине. По жанру фильм - романтическая семейная комедия. Герой Красински - художник, который вот вот должен стать отцом. Но буквально накануне родов подружки, он узнает, что мать, живущая в провинциальном городке, где он вырос, смертельно больна - у нее диагностировали опухоль головного мозга. Художнику приходится вернуться в тот мир, из которого он когда-то стремительно бежал, и снова начать общаться с теми, кого, как он думал, не впустит больше в свою жизнь никогда. Сюжет, кстати, абсолютно не нов. Ново - прочтение Красински. На Sundance состоялась премьера фильма, который - можно точно сказать - Красинский покажет еще и на других фестивалях в 2016-м году. 5. "Такса" (Weiner Dog) Тодда Соллондза В свое время, в интервью "РГ" американский мастер артхаусного кино Тодд Солондз делился секретом творчества. Говорил, что нужно, как в "Волшебнике страны Оз" окружить себя сильными фигурами. Вот он и поставил в новом фильме на сильную фигуру. Это - такса. Беспроигрышный вариант. Картина - истории людей, жизнь которых изменилась благодаря этой простой таксе. Еще одна крупная фигура - в фильме снимался Дени де Вито, который приехал на фестиваль на мировую премьеру. И, конечно же, его приезд наделал много шума. Блестящее умение Тодда Солондза находить юмор в любой ситуации придает фильму особенный оттенок. Похоже, что на ежегодный фестиваль Американского кино "Амфест" в Россию картина точно приедет. Потому что не выбрать ее невозможно. 6. "Капитал" (Equity) Миры Менон Это - не про "Капитал" Карла Маркса. Хотя - в каком-то смысле и про него. Фильм - о женщинах с Уолл-Стрит. Про офисный матриархат. И в эмансипированной Америке его так ждали, что на фестивальные показы было не попасть даже всем обладателям билетов. Тем более, что работала над ним женская команда. Сценарий, в частности, написан Эми Фокс. - Да, я люблю деньги! Люблю цифры, котировки, индексы... Они дают мне свободу и власть. Да, благодаря деньгам я могла устроить своего племянника в хорошую школу... Главная героиня фильма - женщина-банкир. Зовут ее Наоми Бишоп. Играет эту акулу Анна Ганн. В принципе, женщина - это громко сказано. Все героини этого фильма - боевые амазонки Уолл-Стрит. Они постоянно в деле. И не позволяют себе расслабить ни один мускул на лице. С утра - пробежки. Нужно выглядеть великолепно и даже сексуально (потому что сексуальность - это мощное оружие). Наоми Бишоп еще занимается боксом. Процесс избивания груши помогает ей выместить хоть на чем-то свой гнев и разочарование. Впрочем, для этого и молодая сотрудница сгодится (актриса Сара Меган Томас, знакомая по сериалу "Закон и порядок"). Но девушка быстро соображает, чему именно ей нужно научиться. Правда, к своей беременности она относится как к чему-то мешающему делу, но потом сумеет превратить в козырь и ее. Все женщины в фильме - не одиноки. Но каково живется мужчинам рядом с ними? С одной стороны они понимают, что такая женщина - это их привилегия. С другой - все-таки в подруге должно быть что-то от слабого пола. Муж главной героини (его играет Джеймс Пьюрфой) делает все, чтобы помочь своей "половинке"... избавиться от лишних денег. Пусть даже это предательство. Но как отреагирует она? Алисия Райнер, звезда сериалов "Клан Сопрано", "Белый воротничок", "Кости" и других, играет тут соперницу-подругу Наоми. Достойный дуэт. Да и вообще - в фильме сложилось все, поэтому он смотрится, как интеллектуальный триллер. 7. "Аномализа" (Behind the scenes of Anomalisa) Дьюка Джонсона и Чарли Кауфмана Для Чарли Кауфмана - того самого сценариста, который написал "Быть Джоном Малковичем", "Вечное сияние чистого разума" и прочее-прочее, а еще - актера, режиссера и продюсера, фестиваль Sundance - дом родной. Его здесь привечают, и новую работу приняли с восторгом. В принципе, в "Аномализе" нет ничего необычного, на первый взгляд, кроме того, что это - анимационное кино. Лица героев сделаны так, словно они - на шарнирах. И в любую минуту часть лица может начать жить отдельно, будь то лоб, губы или щеки. Иногда кажется, что какая-то часть вот-вот выпадет - как в конструкторе. ...Писатель, который пишет книги о том, как коммуницировать с людьми - сам социопат. Как Карнеги, примерно. Он едет в командировку. И в фильме подробно и в деталях показано типичное пребывание одинокого, не столь уж и молодого, человека в отеле. Настолько, что видишь, что и в жизни своей он также одинок, несмотря на то, что у него есть сын, и жена, и дом, и друзья... И вдруг, по стечению обстоятельств, как обычно бывает, он встречает девушку - Лизу. И надо же - она его узнала: она читала все его книги и поверить не может, что вот он - наяву, перед ней. Женское искреннее восхищение растапливает лед одиночества - и это тоже банально. Как, впрочем, все такие истории любви. И сразу понятно, что будет дальше. Они не смогут расстаться ночью. Но наступит утро, и он решит во внезапном порыве ради нее бросить все, потому что вот оно - настоящее. И, конечно же, ничего он не бросит... Казалось бы - все просто. Но удивительным образом анимационные герои волнуют гораздо сильнее, чем реальные артисты. В фильме нет частых анимационных ужимок и выкрутасов, но есть сама жизнь, мягкий юмор и философия. И Майк, и Лиза воспринимаются как обычные люди. Впрочем, может быть, аномальные? 8. "Фантастический капитан" (Captain Fantastic) Мэтта Росса Появление с этим фильмом в Парк-Сити для Мэтта Росса - второе пришествие на Sundance. Поскольку режиссер - также фаворит этого фестиваля, на премьерные показы фильма (и даже на пресс-показ) было не попасть. Зритель знает Мэтта Росса, в основном, как актера (от фильмов "Авиатор", "Американский психопат", "Без лица" до сериалов "Большая любовь", "Кости", "Кремниевая долина", "Американская история ужасов" и других). Но "Фантастический капитан" - это его режиссерская работа. Хотя и не первая. Главную роль в новом фильме сыграл Вигго Мортенсен. Его герой Бен живет с женой и шестью детьми в полной изоляции, в условиях дикой природы. Но внезапное трагическое происшествие заставляет его пересмотреть свои взгляды на жизнь, семью и воспитание детей. Возможно, пора вернуться к людям? Но стоит ли это делать, и чему научатся дети? По сути, фильм ставит вопросы, что есть рай - когда никто и ничто не мешает жизни человека и его близких или умение взаимодействовать с другими, преодолевая искушения? И каково это - быть ответственным за взросление и опыт других людей. 9. "Полная неизвестность" (Complete Unknown) Джошуа Марстона Можно было бы просто сказать: новый фильм с превосходной актрисой Рейчел Вайс. И этим уже разогреть интерес. Однако, хотя замечательной Рэйчел Вайс в последнее время на экране и очень много, и все работы у нее, как на подбор - ни одной не припомнить слабой, все же роль роли рознь. Такую Вайс можно вспомнить разве что в фильме "Мои черничные ночи". Казалось бы, актер с внешностью Майкла Шеннона не сильно подходит на лирическую роль мужчины мечты. Но между его героем и героиней Вайс возникает настолько сильная химия, что "искрит" через экран. ...Том отмечает день рождения в привычном кругу друзей. Любимая жена купила ему торт с надписью Happy birthday, Tonny! А он - Том. Вдруг самый близкий друг и коллега привел с собой незнакомку - буквально на днях встретился с ней в кафе - случайно ли? Ее зовут Алис. Но это ли ее настоящее имя? Том изо всех сил старается не показать, что знает ее. Но из случайной вспышки-разговора на балконе мы понимаем, что эти двое не виделись 15 лет. С тех пор, когда она внезапно пропала. В какой-то момент она пытается исчезнуть и с дня рождения, но он уже не намерен повторно ее отпускать и бежит за ней... В аннотации фильма написано "проваливается в кроличью дыру ночи" - лучше не скажешь. И вот это ночное приключение-не-приключение-путешествие, которое значит порой больше, чем вся остальная жизнь... Тут нечто большее, чем просто ночная прогулка. Смысл всего: потери и сожаления, выбор не того пути, недоумение - как можно было упустить своего человека, и какая жизнь все-таки была бы более близкой и правильной... Режиссер этого фильма Джошуа Марстон много снимал сериалы "Плоть и кости", "Служба новостей" и другие. И у него был очень заметный сильный полнометражный дебют "Благословенная Мария". И, видимо, опыт работы, включая и сериальный, сконцентрированно вылился в фильм Complete Unknown. Одна встреча. Одна ночь. И вся жизнь. 10. "Возмущения" (Indignations) Джеймса Шэймуса В этом фильме, который совсем не коммерческий, главную роль играет Логан Лерман. И это - не Перси Джексон и не "Ярость". Игра Логана Лермана такова, что заставляет вспомнить молодого Марлона Брандо 1951 год. Герой фильма снятого по роману Филиппа Рота - мальчик Маркус из хорошей еврейской семьи. Но, приехав в колледж, в Огайо, ему придется столкнуться с довольно сложными внутренними испытаниями для его веры. В фильме также рассказана очень необычная история любви. Открытие фильма - актриса Сара Гадон (сериалы и "Человек-Паук-2" в ее работе - совсем другое). Фильм очень стильный и выдержанный, глубокий, хорошо снят, и - кульминация - в нем сильный центральный диалог между Маркусом и его наставником. Кстати Фестиваль Sundance традиционно силен документальным кинопоказом. Еще два документальных фильма про Барака Обаму и его встречей с будущей первой леди Мишель Обамой и про скандально известного О. Джея Симсона нельзя не упомянуть. Соответственно, их названия "Southide With You" и "O.J.: Made in America (first half)". Что касается Роберта Редфорда, он лично выбрал для представления на фествиале художественный фильм, показанный в секции "Сециальные события", "American Epic" - о музыкантах, через судьбы которых показана история страны. Демонстрируют на киносмотре и сериалы. Так, например, на этот раз состоялась премьера нового - "11.22.63" по роману Стивена Кинга с Джеймсом Франко в главной роли. Так получилось, что ни один из названных в этой статье фильмов не получил награды юбилейного 35-го фестиваля Sundance в этом году. Но те, кого наградили, итак пройдут свой славный путь. Будем надеяться, что и судьба названных в материале картин сложится удачно. Победители фестиваля Sundance 2016 Лучший американский драматический фильм — "Рождение нации" (режиссер Нэйт Паркер) Лучший режиссер американского драматического фильма — Дэниэл Кван и Дэниэл Шайнерт ("Перочинный человек") Спецприз жюри за лучшие актерские работы в американском драматическом фильме — Мелани Лински ("Интервенция") и Крейг Робинсон ("Моррис из Америки") Приз зрительских симпатий в категории "Американский драматический фильм" — "Рождение нации" (режиссер Нэйт Паркер) Лучший зарубежный драматический фильм — "Песчаная буря" (Израиль, режиссер Элит Зексер) Лучший режиссер зарубежного драматического фильма — Феликс Ван Гроенгинен ("Бельгия") Спецприз жюри за лучшие актерские работы в зарубежном драматическом фильме — Вики Эрнандес и Маноло Крус ("Между морем и землей") Приз зрительских симпатий в категории "Зарубежный драматический фильм" — "Между морем и землей" Лучший американский документальный фильм — "Уайнер" (режиссеры Элиз Стейнберг и Джош Кригман) Лучший режиссер американского документального фильма — Роджер Росс Уильямс (Life, Animated) Приз зрительских симпатий в категории "Американский документальный фильм" — "Джим: история Джеймса Фоули" (режиссер Брайан Оакес) Лучший зарубежный документальный фильм — "Сонита" (Германия/Иран/Швейцария, режиссер Роксарех Каэм Магхами) Лучший режиссер зарубежного документального фильма — Михал Марчак ("Все эти бессонные ночи") Приз зрительских симпатий в категории "Зарубежный документальный фильм" — "Сонита" (Германия/Иран/Швейцария, режиссер Роксарех Каэм Магхами) Лучший короткометражный фильм — "Дорога грома" (режиссер Джим Каммингс) Приз зрительских симпатий в категории "NEXT" — "Первая девушка, которую я любил" (режиссер Керем Санга)