Популярные в СССР стереоскопические фильмы — снова в кинотеатрах Москвы
4 февраля в московском кинотеатре «Иллюзион» стартует Фестиваль восстановленных советских стереоскопических фильмов. Как сообщили сегодня в пресс-службе кинотеатра, Фестиваль посвящён 75-летнему юбилею выхода на экран первого стереоскопического фильма, который отечественный кинематограф отметит 4 февраля. Сегодня Госфильмофонд России ведёт работы по восстановлению отечественных стереоскопических кинокартин. На Фестивале вниманию зрителей будут представлены уже отреставрированные фильмы. В программу вошли: «Робинзон Крузо» Александра Андриевского 1947 года; «Карандаш на льду» Владимира Немоляева 1948; «Солнечный край» Александра Андриевского 1948; «Кристаллы» Якова Каплунова 1948; «Налим» Алексея Золотницкого 1953; «Разноцветные камешки» Сергея Микаэляна 1960; «Здравствуй, Сочи!» Генриха Бреннера 1978; «Волшебное озеро» Ивана Иванова-Вано 1978, и другие. Всего в программу вошло 16 полнометражных советских стереоскопических кинокартин. Помимо них зрители увидят фрагменты из некогда популярных стереофильмов «Парад аттракционов» и «Игры животных», а также новые экспериментальные анимационные работы — «Чучело» и «Шишкин лес». 4 февраля 1941 года в кинотеатре впервые был показан 40-минутный стереофильм «Концерт (Земля молодости)» режиссёра Александра Андриевского. Это событие дало старт демонстрации стереоскопических фильмов на большом экране. Тогда для показов был целиком переоборудован кинотеатр «Москва». Из-за небольшой продолжительности фильма в нём проводилось ежедневно более 10 сеансов, и за четыре месяца экспериментальных показов стереоскопический «Концерт» посмотрели более полумиллиона зрителей. За семьдесят пять лет мир пережил стереобум 50-х, всплеск интереса к стереокино в 80-е, и повальное увлечение 3D в наши дни. За эти годы техника стереоскопического кинематографа ушла вперед. Менялись системы и форматы съемки, и кинопроекции стереофильмов, делая невозможным просмотр старых стереофильмов, и только современные цифровые технологии позволяют вернуть старые стереоскопические фильмы на экран. Сегодня Госфильмофонд России продолжает работы по восстановлению отечественных стереоскопических фильмов, старт которым был дан в 2011 году возвращением к жизни фильма «Концерт». Справка ИА REGNUM: Система стереокинематографа позволяет осуществить имитацию наличия третьего измерения и представить зрителям иллюзию глубины пространства. При демонстрации фильма по специальной технологии каждый глаз человека видит только предназначенную для него часть стереопары, в результате чего зрительная зона коры головного мозга воспринимает эти изображения как одно объёмное целое. Эра стереоскопического кинематографа началась в мире в конце 1890-х годов, когда британец Уильям Фриз-Грин подал патентную заявку на метод производства стереоскопического фильма. Однако предложенная им технология и аппаратура оказались слишком громоздкими, и проект признали непрактичным. Первым стереофильмом, демонстрировавшимся публично, была кинолента «Сила Любви», представленная в Лос-Анджелесе в 1922 году. Установка из двух киносъёмочных аппаратов была разработана продюсером фильма Гарри Фейроллом и кинематографистом Робертом Элдером. Фильм демонстрировался двумя кинопроекторами с двух плёнок позитива в красно-зелёном анаглифе. Первой оправдавшей себя советской системой стереофильмов стала система, предложенная изобретателем Семёном Павловичем Ивановым в 1935 году. Смотреть фильмы можно было без очков, благодаря использованию специального экрана высотой 5 и шириной 3,25 метра с щелевым проволочным растром. Съемка стереофильма по системе Иванова производилась обычной однообъективной 35мм кинокамерой на стандартной 35мм пленке с двухзеркальной насадкой. Именно по такой технологии был снят знаменитый «Концерт». Читайте также: В Москве покажут лучшее российское неигровое кино за последние два года