Войти в почту

Актер Александр Паль: В Германии бравировал тем, что я русский

Александра Паля смело можно назвать киноактером года. Громко заявив о себе в фильме Жоры Крыжовникова "Горько!" еще в 2013 году, он продолжил работу в других картинах, и в 2015-м вышли такие проекты с его участием, как "Без границ", "Тряпичный Союз" (фильм-участник "Берлинале 2016", а Александр с коллегами получили на 26-м "Кинотавре" приз "За лучшую мужскую роль"), "Хардкор" (картина представляла Россию на кинофестивале в Торонто), "Парень с нашего кладбища", "Страна чудес". В 2016-м мы увидим Александра в многообещающих фильмах "Ледокол", "Петербург. Селфи", "Слава" и "Хороший мальчик". А это значит, что, благодаря своему таланту, актер, которому нет еще и тридцати, попал, что называется, в обойму. Что помогло: удача, типаж, связи, театральная школа - потому что Паль - ученик Леонида Хейфеца и работал в театре имени Маяковского? Обозреватель "РГ" поговорила с Александром. - Паль - это настоящая фамилия или псевдоним? - Александр Паль - немецкая фамилия, и, на самом деле, достаточно распространенная. На Урал в свое время - еще при Екатерине - было завезено много немцев. У меня папа немец. Что означает "Паль" мы пытались узнать. Частокол, который воткнут в землю. Но, мне кажется, что это надо узнавать в Германии. - Почему вы не остались в Германии? Знаю, что вы там какое-то время жили. - Я там не родился, и не жил. Полгода был у тетки, у сестры отца. Но чтобы там остаться, единственным вариантом было, чтобы меня усыновили. Поехал туда как раз потому, что думал остаться. Потому что на тот момент отца у меня уже не было. Мне было 17 лет. Можно было бы, конечно, начать там учиться, но я плохо знал язык. И у меня после девятого класса было тринадцать троек. До шестого класса я, правда, был отличником, а после девятого - вот так. Это уже после одиннадцатого класса я выровнялся. - Тринадцать троек - это то, что надо. Ваш экранный образ с отличником не вяжется никак. - Жалко! Хотелось, чтобы вязался с отличником. Потому что я же был им. А вы, говоря про экранный образ, имеете в виду, что везде я не похож на отличника? - Да, потому что мне кажется, что один из секретов вашей популярности в том, что вы представляете собой такой народный тип артиста, какими были, может быть, Юрий Никулин или Георгий Бурков. Вот, когда вы в фильме "Парень с нашего кладбища" надеваете форму, она странно как-то на вас смотрится. Как и в фильме "Без границ". Вы, скорее, просто такой… - Свой паренек. - Да. Может быть, поэтому вы так востребованы. Я имею в виду и то, что у нас не хватает такого образа в кино. Вы искали такой типаж, или сами такой по жизни? - Да нет, не искал. Просто как-то так получилось, что и первая, и вторая роль - парни из народа. - Сейчас имеется в виду фильм "Горько!"? - Да. И потом была работа в фильме Романа Каримова "Все и сразу". "Тряпичный союз" был третьим. Все герои - ребята провинциальные, без особых больших идеалов, каких-то головокружительных карьер. Я специально ничего для этого не делал. Так совпало. - Это Крыжовников придумал для вас такую роль хипаря в фильме "Горько!" и пригласил вас. Или вы там сами что-то "химичили"? - В "Горько" как раз, все получилось удивительно, потому что я пришел пробоваться на жениха. Попробовался. И ребята захотели сделать тизер, показать Тимуру Бекмамбетову в каком ключе будет снят фильм. И для него они попросили меня сыграть гопника, который врывается на свадьбу. А у меня тогда была хипстерская прическа, которая как бы не соответствовала образу. В итоге мы так сделали, что после этого продюсеры задумались по моему поводу. Потому что изначально эта роль была написана на тридцатилетнего человека, который действительно вышел из тюрьмы и срок там "отмотал". А со мной получилось так, что я просто бравирую тем, что сидел. На самом деле, может быть, на тридцать суток моего героя за хулиганство посадили. То есть, изначально так не планировалось, и мы с Андреем (Андрей Першин - настоящее имя Жоры Крыжовникова - Прим. С.А.) не были знакомы до этого. - Но до этого фильма у вас же тоже была какая-то актерская жизнь. - После "Горько" пришла большая популярность. И даже на тот момент я не понимал, насколько народ полюбил фильм. Когда все подходили, поздравляли нас, наш фильм, режиссера, актеров, я думал, что после каждой премьеры так бывает. А потом я приходил к друзьям на премьеры, и какие-то они были другие. И я понял, что не всегда бывает такой ажиотаж. - Вы хотите сказать, что, учась на актерском, до фильма "Горько!" не ходили на кинопремьеры? - Нет, не ходил. У меня не было больших опытов хождений на премьеры. Один, максимум, два раза. Когда бываешь у друзей на премьерах, обычно сразу уходишь. И не ощущаешь народного ажиотажа. - На самом деле, фильм "Горько!" очень сильно всех расколол. Я сама поругалась с несколькими коллегами и друзьями, потому что мне он понравился, а им - нет. По поводу вашей роли я потом прочитала, что вам очень хотелось с детства быть вором, таким - блатным, сидеть в тюрьме... - Да, вором в законе. Я прочел в свое время, в девятом классе как раз, когда у меня было тринадцать троек, все тринадцать томов книги "Я - вор в законе". Читал несколько месяцев. Написал книгу Евгений Сухов. Причем, сейчас я думаю, что это - совершенно посредственная литература. Но тогда я читал взахлеб. Забросил учебу. Была у меня романтизация именно криминальной жизни. При этом не могу сказать, что занимался какими-то криминальными делами. Просто ходил на бокс, других больших интересов у меня не было. - Вы не боитесь, что у вас получилось очень яркое актерское амплуа? Многие актеры после такого становятся заложниками образа. - Все задают этот вопрос. Только не знаю, как на него ответить. Потому что, если бы я использовал образ только из "Горько!" и спекулировал этим, то засомневался бы гораздо раньше. А так как мне кажется, что фильмы "Тряпичный союз", "Горько!", и даже "Все и сразу" имеют некую общую составляющую, то образ человека из народа есть в каждом, но разный. Если во "Все и сразу" мой герой - неуверенный в себе неудачник, то в "Горько!" совершенно противоположный тип. Он самоуверен, открыт, ему море по колено. В "Тряпичном союзе" - человек ранимый, у него было тяжелое детство... - Он не просто ранимый, он совершенно необычный, фрик - не фрик. Взять, например, то, что он ест синих жуков. - Но синие жуки - это не совсем реалистичная вещь. Это ближе к метафоре, потому что таких жуков нет. - А что вы подразумеваете под "синими жуками"? - Думаю, речь о наркотиках. Потому что у этого парня два брата сели за героин, и они погибли. И он сам был связан с наркотрафиком. Там об этом говорится, когда его представляют. И в какой-то тяжелый период, он, видимо, не выдержал, и вот эти синие жуки стали олицетворением какого-то внутреннего ухода в себя. - Действительно ли вы ели жуков? - Да, меня уже отругали за то, как я отвечаю за этот вопрос (смеется). Жуки были не настоящие. Но была настоящая бабочка. Бабочку ел. - Вы из тех актеров, которые могут есть в шоу скорпионов, бабочек, тараканов? - Нет. Делать это специально, просто ради того, чтобы позабавить публику, и посмотреть, смогу ли я съесть скорпиона или еще кого-то, я бы не стал. Если это нужно для роли, и я понимаю, что это оправдано - могу. Потому что мой герой в "Тряпичном союзе" - человек самобытный, и, видимо, у него было бедное детство. Он готов и лягушку съесть, когда больше нечего, и кузнечика. Ничего в этом нет такого, потому что я сам в детстве иногда ел и ранетки, и подорожник, и даже листву с деревьев. - Просто пробовали? - Бегаешь с утра до вечера на улице, домой не хочется идти, или дома никого нет, и вот с друзьями залезали на дерево и грызли листья. - Вы снялись в фильме у Ильи Найшуллера "Хардкор". Он был представлен в Торонто на кинофестивале, что само по себе событие. В России его еще не видели. - Мне кажется, что такого кино точно не было. И даже не только в России, а, может быть, и в мировом прокате. Таких спецэффектов, драйва, и динамики я не видел нигде. То, как там делают ребята трюки... - ...а вы сами там делаете трюки? - Я там делаю не то, чтобы трюк... Там все в движении, в динамике. За меня должен был делать каскадер, но я все сделал сам. Правда, ничего опасного не было. А вот то, что делает главный герой, у которого две камеры на голове... - Это актер Шарлто Копли? - Нет, как раз Шарлто мы видим. А главный герой ни разу не появляется в фильме, кроме как в зеркале. И зритель видит все от первого лица. И вот то, что он делает, мне кажется, за гранью возможного. Потому что не каждый каскадер это сможет. Висит на вертолете, например, без особых страховок. И, конечно, я думаю, что на это кино пойдет еще и очень большое количество игроманов - любителей поиграть в компьютерные игры. Потому что режиссер Илья Найшуллер очень это любит. - Вы сами любите компьютерные игры? - Не могу так сказать. Я играл в детстве достаточно много. Но это был такой период, когда в доме появляется компьютер - тогда все дети играют. Иногда бывает раз в два года могу месяц поиграть в какую-то игру, в основном, в "Контрстрайк". Это как ностальгия. Меня затягивает. А потом быстро становится скучно, и все. - У вас есть опыт работы в кино, построенном на разных новеллах - "Елки", например, или "Страна чудес", которая вышла под Новый Год. Но в картине "Без границ" вы выходите за рамки одной новеллы и у вас, можно сказать, главная роль. Вообще, не знаю, как вы появляетесь в аэропортах - сразу же возникает образ пограничника, который задержал бездарного футболиста. Вы-то сами любите футбол? - Футбол - да, я люблю. Болею за "Баварию". За сборную Германии. Но когда я жил в Германии, рядом с Баварией, в Баден-Вюртенберге, я болел за русский футбол. Это странный парадокс. - За какую команду? - Просто за страну. У меня нет любимых команд в России. Но когда приехал в Германию, то всем говорил, что я - русский. Даже бравировал этим. А когда я живу здесь, то говорю, что, как немец, люблю немецкий футбол. Когда немцы в этом году выиграли Чемпионат мира по футболу, я чуть не заплакал - так долго ждал этого момента. Хотя, конечно, если бы это был 98-й или 96-й, или 2002-й, когда я по-настоящему расстраивался, плакал по нескольку часов, когда они проигрывали... Но при этом не могу себя назвать большим болельщиком. - То есть, когда ваш герой - пограничник в аэропорту - в фильме "Без границ" говорит напарнице, мол, если бы ты бы понимала футбол, у тебя бы сразу парень нашелся, это вы произносите со знанием дела? - Да. Но это, в основном, у меня были детские и юношеские реакции. Сейчас я более спокойно отношусь к футболу. - А вы могли так бы, как ваш герой, остановить футболиста, не пустить его на рейс, или прийти домой, выяснять отношения с его девушкой. У вас есть такие черты характера? - Мне бы хотелось думать, что да. Но как это было бы на самом деле? Потому что я думаю, на самом деле, футболист бы меня уже давно послал. И диалог, может быть, у нас не сложился гораздо раньше. Но хотелось бы думать, что я все-таки неравнодушен, к каким-то человеческим горестям. - Есть люди, которые считают, что сейчас нашему кинематографу нужны такие актеры-герои, красавцы, как Владимир Машков, или Данила Козловский, или Евгений Цыганов. У вас совершенно другой тип - парня из народа, и при этом вы также очень востребованы. Предложений много - зовут и в фильмы, и в сериалы. - Каждому - свое. Многие любят и Цыганова, и Машкова, и Козловского. Просто у нас сейчас идет очень много от западной культуры - от Голливуда, где в большинстве своем фильмы строятся на герое. То есть на парне, который красив и нравится девчонкам. Но наши герои, русские, взять к примеру, того же Цыганова - это не только лицо и красота. Все равно, у них есть какой-то смысл, в отличие от многих голливудских картонных красавцев. Я, может, плохо разбираюсь в актерских типах и амплуа, но, мне кажется, нет однозначного ответа - какой сегодня нужен герой. Думаю, что если человек берет своей харизмой, то, какой бы ни был, он будет нравиться. Красивый он... Некрасивый... Если от него исходит что-то настоящее, что принимают зрители, то почему он должен обязательно быть архетипом Аполлона? Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ".

Актер Александр Паль: В Германии бравировал тем, что я русский
© Российская Газета