Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Лейтмотивом Берлинале станет проблема беженцев

11 февраля внеконкурсной комедией братьев Коэн "Да здравствует цезарь!" открывается 66-й Берлинский международный кинофестиваль.
Лейтмотивом Берлинале станет проблема беженцев
Фото: Российская ГазетаРоссийская Газета
Это единственный в Европе фестиваль ныне упраздненного класса А, все фильмы которого доступны для широкой публики - он ежегодно продает более полумиллиона билетов. Просмотры идут не только в огромных мультиплексах на Потсдамерплатц, но и в многочисленных кинотеатрах Берлина. Очередь за билетами занимают с раннего утра - они стали городской достопримечательностью и предметом гордости фестивального директора , празднующего 15-ю годовщину своего правления. Как следует из его пресс-конференции, Косслик убежден, что несмотря на широкое распространение мини-дивайсов, на которых молодое поколение познает искусство, фестивали все равно будут привлекать любителей кино: тяга к большим экранам и качественному звуку не иссякает.
Берлинале верен свой репутации самого политизированного фестиваля мира. Прошлогодним обладателем Золотого медведя был запрещенный в Иране фильм опального Джафара Панахи "Такси". В этом году, как обещают, одним из лейтмотивов программы будет сдвинувшийся с места мир - наводнившие планету потоки беженцев. В число претендентов на Золотого медведя в главный игровой конкурс затесались два документальных фильма: итальянский "Огонь в море", снятый на острове Лампедуза - первом пристанище рвущихся в Европу эмигрантов, и американская картина о тотальной слежке в интернете "Дни Зеро". Из самых ожидаемых хитов конкурса - "Борис без Беатрис" канадца о семейной драме олигарха русского происхождения Бориса Малиновского; байопик "Гений" с , и - о знаменитом книжном редакторе Максе Перкинсе, работавшем с Хэмингуэем, Фитджеральдом и Вулфом (дебют режиссера Майкла Грэндэйджа); режиссерская работа "Один в Берлине" с и , фантастика "Специальный полуночный выпуск" в духе "Воспламеняющей взглядом"; новая работа "Коллектив" о жизни датских хиппи 70-х... Очередной скандал к президентской гонке в США подготовил , автор "антибушевского" памфлета "Фаренгейт 9/11": в документальном фильме "Куда бы еще вторгнуться?" он сам себя посылает завоевывать страны мира, ставя родину лицом к лицу с неудобной правдой. Этот фильм - по характеристике прессы, "смешной, но серьезный, как сердечный приступ" - вошел в лидеры американского проката, в Берлине пройдет его европейская внеконкурсная премьера.
Звание самого длинного фильма в истории фестивалей уже завоевала конкурсная лента из Филиппин "Колыбельная скорбной тайны" Лава Диаза - этот исторический эпос о борьбе с испанскими колонизаторами в
веке продолжается
8 часов, заранее повергая в панику запасающихся термосами зрителей. Берлинский киноархив обещает премьеру оцифрованного фильма гения немецкого экспрессионизма Фрица Ланга "Усталая смерть" 1921 года. Немая лента будет демонстрироваться в сопровождении Берлинского симфонического оркестра. Фильмов из России в главном конкурсе не будет, но есть две картины в параллельных программах: "Тряпичный союз" Михаила Местецкого (по характеристике режиссера - кино про Великих Придурков) в конкурсе подростковых фильмов "Поколение 14+" и "Эликсир" в "Форуме" - авангардная драма о поисках "эликсира воскрешения". Оба фильма - режиссерские дебюты.
Уже известно, что почетные призы "Берлинская камера" получат американский актер , продюсер картин братьев Коэн Бен Баренхольц и немецкий оператор Марлис Каршнер.
Жюри главного конкурса возглавляет , в 2012 году получившая почетного Золотого медведя за вклад в киноискусство: в роли главы судейской коллегии это ее дебют. Обычно мировые звезды не так охотно стекаются в серый февральский Берлин, как на французское Лазурье или к Венецианской лагуне, но в этом году представить свои картины обещали прибыть Джулианна Мур, Тильда Суинтон, Эмма Томпсон, , , Колин Ферт, Джуд Лоу, Майкл Шен, , Ченнинг Татум.
На последней перед фестивалем пресс-конференции директора Дитера Косслика вновь возник вопрос о гендерной дискриминации в кино: из 18 конкурсных фильмов только два сняты женщинами! Директор с энтузиазмом подлил масла в огонь, напомнив, что за всю историю главных фестивалей Европы ни один не возглавляли женщины, и даже заявил, что видит один способ решить проблему: учредить для женщин квоты - "это единственная штука, которая работает". Зашел разговор и о том, что через три года заканчивается контракт Косслика на руководство Берлинским фестивалем. Останется ли он на своем посту - дело учредителей Берлинале, заявил директор: "В 2019-м мне стукнет семьдесят, и у меня маленький ребенок", - сказал он, намекая, что ему есть чем заняться в жизни.
Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ".