Дени Коте: В фильме неясно, существуют ли персонажи в реальности
Билеты на Берлинале недешевы. Конкурсный просмотр обходится в 14 евро. Программу хитов всех времен "Берлинские классики" ценят в 29 евро. Самый дешевый билет в 4 евро - на "Поколение плюс": там фильмы для подростков. Самый дорогой, 95 евро, на "Кулинарное кино" - там лакомятся не только фильмами, но и снедью всей планеты. В какой мере оправданы траты? Зрители не делают разницы между Голливудом и авторским кино - идут узнать, чем живут континенты. И залы полны, фильмы принимают с энтузиазмом, авторов встречают ликованием. Пресса настроена критичней. Из трех картин первого дня кисло приняли канадский фильм "Борис без Беатрис", тепло - тунисский "Хеди", и полярные оценки, от восторженных до уничтожающих, вызвал "Специальный полуночный выпуск". Это четвертый фильм Джеффа Николса. Восьмилетний Олтон взглядом сотрясает основы мироздания и проявляет что-то вроде параллельной реальности. Его сверхъестественные способности вызывают ужас, религиозные экстремисты начинают за ним охоту, в нее включается полиция. И отец с другом и женой, спасая сына, мчат на "Мерседесе" с выключенными фарами через Техас к берегам Флориды. В хрупком мальчонке таятся силы, способные пробить дорогу в неизвестность - то ли к обитателям параллельных пространств, то ли к Господу Богу, то ли к ядерному апокалипсису. Николс - мастер напряженного рассказа, часто основанного на личном опыте. Еще "Укрытие" строится на страхе отца потерять сына. Сюжет аукнулся в жизни: годовалому сыну режиссера потребовалась операция, что повергло Николса в панику. Этот ужас перед лицом опасности для ребенка - эмоция, движущая "Специальным полуночным...", причем роль отца, как и в "Укрытии", играет Майкл Шеннон. А лучшее, что есть в крайне неровном фильме, - Джаден Либерер в роли Олтона: не по годам зрелый, способный почти без слов передать необычность героя, к которому старшие припадают, словно к слетевшему на землю ET. Дело портят взрослые авторы: суперсилу отрока выражают приемами, более подходящими для детских комиксов. Квебекского режиссера Дени Коте считают живым классиком, его картину "Вик и Фло увидели медведя" в Берлине наградили призом Альфреда Бауэра. Но уже там мешала любовь к высокопарным формулировкам. Вот и жанр его "Бориса без Беатрис" сродни назидательной притче. Для ясности даже понадобился некий судия, который недоступен звону злата, - этот персонаж воплощен Дени Лаваном. Олигарх русского происхождения Борис Малиновский богат, успешен и женат на Беатрис, министре федерального правительства. Автора волнует расплата за успех, ему нужен герой, сокрушающий судьбы - новый Тантал, готовый шагать по трупам ближних. Поэтому Борис в обличье актера Джеймса Хайндмена высок, атлетичен, самоуверен и заметно красуется. Моментом истины становится загадочная депрессия Беатрис. Не менее загадочный Странник явится Борису, чтобы объяснить неправедность его жизни. В качестве укора покажут его любовниц и дочку, погрязшую в сомнительных утехах. Понятно, что герой осознает свою греховность, и Беатрис, согревшись, оттает. Фильм красив, актеры хорошие, режиссер мастеровит, но в сухом остатке - недоумение: что значил этот дивный сон? Образец нового тунисского кино - "Хеди", история о парне, который засиделся в мальчиках: стать взрослым не дает мама. Он уже начал лысеть, рисует комиксы и мечтает издать альбом - но мама пресекает самостоятельность и намерена женить ребенка так, как считает нужным. А парень на беду встретил женщину и хочет взять свою жизнь в собственные руки. Тунис на перепутье, после "арабской весны" он в поисках новой идентичности, и эта семейная картина - драма сшибки старого, омертвевшего уклада с новым, европейским. Режиссер фильма "Борис без Беатрис" Дени Коте ответил на вопросы "РГ": Какое значение вы придавали русской национальности своего героя Бориса и юной прислуги в его доме, Клары? Дени Коте: Это случайность: никаких прототипов нет. Играющая Клару Изольда Дюшаук родилась в России и прекрасно говорит по-русски. Джеймс Хайндмен, играющий Бориса Малиновского, тоже знает русский. Вот так мне и пришло в голову сделать героев русскими, хотя действие разворачивается в Квебеке. Но в Квебеке живут самые разные люди, в том числе много русских. Впрочем, пусть российским зрителям фильма будет приятно думать, что два русских персонажа - знак моего уважения. Какую роль играет мистический персонаж Дени Лавана, напоминающий фильмы Дэвида Линча? Дени Коте: Он как бы олицетворение совести Бориса. Его мучают сомнения, он хочет избавиться от них, и Странник ставит вопросы, которые Борис не решается сам себе задать. Вообще, в фильме неясно, существуют ли персонажи в реальности, или это просто персонификация ужасов и сомнений героя. Вы сказали, что я цитирую Линча. Почему бы и нет? Подготовила Анна Розэ