Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Фильм о беженцах вырвался вперед в рейтингах Берлинале

Никакая фантазия по силе воздействия не может угнаться за фактами. И не случайно в рейтингах 66-го Берлинского фестиваля документальная картина "Море в огне" сразу резко вырвалась вперед.

Фильм о беженцах вырвался вперед в рейтингах Берлинале
Фото: Российская ГазетаРоссийская Газета

Фильм снят на итальянском островке Лампедуза - первом, куда прибывают бегущие от войн и голода эмигранты из Сирии, Судана, Мали... Автор увидел трагедию уже не глазами телевизионных охотников до сенсаций, а лицом к лицу, и она его потрясла неправдоподобностью того, что стало здесь буднями. В местной клинике он познакомился с единственным на острове врачом Пьетро Бартоло, и тот рассказал шокирующие истории о массовой гибели людей в море и о том, в каком критическом состоянии добираются счастливцы до европейских берегов. Ввел в местное рыбачье сообщество, познакомил с его бытом, размеренным ритмом жизни, с ребятишками, единственным развлечением для которых служат море и рогатка, чтобы расстреливать кактусы и редких здесь птиц. Трагедия отчаявшихся эмигрантов естественно входит в этот быт: местные жители живут с нею уже несколько десятилетий. Постоянно видят эти утлые лодки, переполненные живыми скелетами. Видят синие мешки, в которые погружают бесчисленные трупы. Видят иссохших от жары и жажды обессилевших людей, что покорно ожидают своей судьбы в загончиках для осмотра. И давно уже устали задавать равнодушному миру вопросы, на которые нет ответов. Теперь эти вопросы ставит фильм "Море в огне". Картины Джанфранко Рози уже не впервые пробиваются в главные конкурсы ведущих фестивалей: два года назад "Золотого льва" Венеции был удостоен его документальный фильм о римской кольцевой автодороге Sacro Gra. Думаю, не останется без наград и его новая работа.

Видео дня

На реальных письмах из пылающей Анголы строится черно-белая драма "Письма с войны" режиссера Иво М. Ферейры, в прошлом тоже документалиста. Их пишет молодой военный врач Антонио своей беременной жене Марии-Хосе, и нежные строки романтических описаний африканских красот трагическим контрапунктом ложатся на страшные картины человеческой бойни. Так португальское кино, как когда-то американское в фильмах о Вьетнаме или немецкое в фильмах о Второй мировой, пытается откреститься от "патриотического прошлого", раны от которого в национальном сознании болят до сих пор.

Отчетливо антивоенным пафосом пронизан фильм "Один в Берлине" - режиссерская работа популярного актера . Это экранизация романа Ханса Фаллады "Каждый умирает в одиночку", который был написан сразу после разгрома германского нацизма и теперь снова стал мировым бестселлером: мир вновь бредит мировой войной. Погруженный в бесхитростный быт Берлина 1940 года, сюжет фильма основан на реальном факте и связан с немецким Сопротивлением на самом прозаическом семейном уровне: потеряв на фронте сына, убитые горем родители начинают рассылать по городу антигитлеровские открытки. Ясно, что их засекает гестапо и начинается смертельная игра в кошки-мышки: военная машина против непокорного человека. Снятая на английском, картина собрала международную команду актеров, включая , и , и стала своего рода пацифистским манифестом, звучание которого, правда, микшируется слишком традиционной и, увы, ученической манерой режиссуры.

Сегодня планета снова пылает, очаги возгорания возникают то тут, то там, и люди вновь вынуждены спасаться, покидая свои дома и страны. Эти волны отчаяния хлещут в пока мирную Европу, ставя перед человечеством новые трудноразрешимые вопросы. Как известно, благодаря мигрантам с юга и Ближнего Востока население одной только Германии увеличилось более чем на миллион человек. Всегда внимательный к политическим и социальным катаклизмам Берлинский фестиваль уделяет теме сдвинувшегося мира особое внимание. Он даже учредил для беженцев бесплатные билеты на просмотры. И тут же столкнулся с их нежеланием принять новую для них культуру: в интервью журналам мигранты возмущаются свободой нравов, изображенных на экране, их шокируют женщины с непокрытыми головами, а тунисский фильм, по их мнению, слишком вольно обходится с мусульманскими обычаями. Сложнейшая проблема их способности вписаться в европейскую цивилизацию еще один мощный очаг возгорания.

Прибывший на премьеру своего фильма счел необходимым встретиться с , чтобы высказать поддержку ее политике "открытых дверей". Конечно, пристально занимаясь этой темой, кинематограф выполняет утилитарную задачу обратить внимание общества на актуальные события, грозящие перевернуть весь уклад жизни. Но, возможно, именно в этом и состоит важнейшая из миссий искусства.

Прямая речь

Джанфранко Рози, режиссер фильма "Море в огне":

- Я снял фильм о трагедии, которая происходит на наших глазах, чтобы показать: мы все несем ответственность за эту ситуацию. Я хотел, чтобы зрители во всем мире поняли, что движение беженцев настоящая катастрофа для всех.

Пьетро Бартоло, протагонист фильма, врач с острова Лампедуза:

- Я работаю врачом, помогающим беженцам, с 1991 года. Я видел истощенных, больных, изуродованных, полумертвых людей, женщин, детей, видел горе и страх. И я стараюсь пробудить внимание к этой проблеме, сочувствие к этим людям. Никто не будет покидать родину без крайней нужды. И мы должны понять, что причина массового бегства в другие страны - ужасное положение людей на их родине. Там и решение проблемы.

Венсан Перес, режиссер фильма "Один в Берлине":

- Мой фильм лишь один из ответов на вопрос о соучастии и коллективной ответственности, который так актуален сейчас. "Маленькие", простые люди принимают единственно правильное решение: делают все, что в их силах, чтобы противостоять диктаторскому режиму. И эта их борьба не проходит бесследно: любое сопротивление диктатуре пусть ненамного, но продвигает общество к свободе. Именно этим меня зацепила книга Фаллады, и эту мысль я хотел донести до зрителя.

Подготовила Анна Розэ