Войти в почту

В самом расцвете высших сил

"Боги Египта" в российском прокате Премьера кино В российский прокат выходит приключенческий блокбастер "Боги Египта", снятый по мотивам египетских мифов. Фильм, напоминающий ожившую видеоигру про то, как недолюбленный в детстве мужчина может повергнуть переливающийся золотом мир в хаос, посмотрела ЕЛЕНА КРАВЦУН. В киноиндустрии США все громче звучит вопрос: стоп, почему они все белые? И дело касается не только приближающегося "Оскара", который темнокожие актеры, завидев отсутствие своих собратьев в шорт-листе претендентов на получение престижной кинопремии, призывают нынче бойкотировать и распространяют свои петиции под хештегом #OscarsSoWhite. Выходящий на экраны блокбастер "Боги Египта" тоже подвергся нападкам ревнителей расовой справедливости. В кино, действие которого происходит на африканском континенте, в долине Нила, снялись в основном австралийские, датские, английские и французские актеры. Под давлением чернокожей общественности режиссеру фильма Алексу Пройасу (а его вряд ли можно упрекнуть в расовых предрассудках: он снял, например, Уилла Смита в экранизации Азимова "Я, робот" или Брэндона Ли в готической картине "Ворон") пришлось извиняться перед теми, кого мог оскорбить его кастинг. Пройас сам родился в Египте в семье греков и любовь к мифам впитал буквально с молоком матери. "Боги Египта" -- его первый за последние семь лет фильм, и понятно, что бюджет в $140 млн он смог получить именно под громких звезд в актерском составе. Примечательно, что подобной критике уже подвергался еще один недавний проект на божественную тематику -- "Исход" Ридли Скотта, в котором Моисей и Рамзес оказались чересчур "европеизированными". Тогда владелец студии 20th Century Fox Руперт Мердок удивлялся в своем твиттере: "С каких пор египтяне перестали быть белыми? Все египтяне, которых я знаю, белые". Искать исторические соответствия в "Богах Египта", жанр которых заявлен как фэнтезийный экшен, тоже не стоит. Сценаристы выбрали мифологический сюжет из додинастического периода Египта, в центре которого борьба богов Сета и Гора за власть. Вальяжный любитель оргий, повелитель неба Гор (Николай Костер-Вальдау) в назначенный день собирался принять от своего отца Осириса сверкающий трон Египта, однако на инаугурацию пожаловал его брутальный, с небритыми подмышками дядюшка Сет (Джерард Батлер). Гор хотел было задобрить агрессивно настроенного родственника слабыми комплиментами в духе "Я всегда восхищался тобой!", на что бог пустыни и воитель гаркнул: "Ну разумеется" -- и прирезал миролюбивого Осириса, а Гору в ходе сокрушительной атаки выдавил из черепа "глазенки". Так бы бог-неудачник и остался слепым, если бы в эту историю не вовлеклись простые смертные. Обаятельный воришка Бек, пытаясь спасти свою возлюбленную с трогательным именем Зайя от воцарившегося рабства, решает дать Гору второй шанс и становится его союзником в борьбе против зла во плоти. Божественную сущность создатели фильма, видимо, решили подсмотреть в компьютерной игре Diablo, уж больно похожи Сет и Гор своими огромным ростом и огненными крыльями, простирающимися со спины, на архангелов той игровой вселенной. Судя по этому фильму, в древности достаточно было вымахать под два метра ростом и иметь не только атлетическое телосложение, но и чуточку ума, и тебя уже считали богом. Джеральд Батлер в роли Сета -- идеальное воплощение грубой жестокости самца на экране, его герою, проведшему много лет в пустыне, есть что скрывать, за что мстить. С воспламеняющимся и разруливающим миропорядок дедулей и богом солнца Ра (Джеффри Раш) у него свои счеты, идущие из детства. Характер же Гора, к сожалению, выведен пунктиром, его интрижка с богиней любви поверхностна, ему самому не хватает иронии, зато мышцами играть он умеет отменно. Сцены устрашающих поединков сняты невероятно зрелищно, на спецэффектах, в создании которых участвовали люди из команды последнего "Безумного Макса", явно не экономили, хотя временами все эти гигантские огнедышащие змеи и смертоносные скорпионы очень напоминают "Битву титанов". Интересно, что кинематографисты попытались хотя бы схематически изобразить загробное царство и экранизировать такое неуловимое явление, как хаос, обычно от боевиков про узурпацию власти, пусть и мифической, такой глубины не ждешь.