Войти в почту

Французские кинематографисты освоили опыт царской охранки

Картина «Анархисты» молодого французского режиссера Эли Важемана открывала «Неделю критики» недавнего Каннского кинофестиваля. Теперь редкий фильм такого толка долетает до России, где показывают сплошные блокбастеры. Тем удивительнее, что Эли Важеман и исполнитель главной роли Тахар Рахим посетили Москву. 22-летняя Адель Экзаркопулос, сыгравшая в «Анархистах» главную женскую роль, в Россию не приехала. Но именно наши кинематографисты приметили ее еще до триумфа в 2013 году на Каннском кинофестивале фильма «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша, получившего «Золотую пальмовую ветвь». За эту роль Адель удостоена премии «Сезар» в номинации «Самая подающая надежды актриса». Когда-то Сергей Соловьев пригласил ее в свой проект «Елизавета и Клодиль», который так и не состоялся. Он знает толк в юных дарованиях. Про Адель Соловьев сказал тогда: «Это бомба!». И не ошибся. Потом Адель Экзаркопулос снялась у Михаила Косырева-Нестерова в «Поездке к матери». А мать одним лишь голосом сыграла Маргарита Терехова. Вместе с продюсером этого фильма Анастасией Ковтун малоизвестная актриса Экзаркопулос ездила по магазинам в поисках подходящего платья для Каннского фестиваля. Это уже потом на нее обрушилась мировая слава. В «Анархистах» у героини Адель был прототип — Риретт Мэтржан — анархистка и любовница сотрудника журнала «Анархия». Актриса прочитала ее мемуары. События в «Анархистах» происходят в Париже в 1899 году. Молодые герои мечтают жить в свободном обществе, где не будет бедных, президентов и членов парламента. Режиссер Эли Важеман рассказывает: «На меня сильное впечатление произвела 12-ти часовая постановка «Бесов» Достоевского Петера Штайна и картина «Молли Макгвайрес» Мартина Ритта. Из них я почерпнул основной материал своего фильма. Наш герой Жан — из сиротского приюта. В его душе происходит внутреннее восстание, он не знает, как жить. Его отец, которого он почти не помнит, был в рядах Парижской коммуны. В крохотную группу анархистов Жан внедряется как агент, тем самым подхлестывает ее к новым акциям. Без него она бы развалилась, не превратилась бы в действенную организацию. Я не преследовал политических идей, меня интересовали проявления любви и дружбы, где герои наиболее полно раскрываются. Я изучал материалы, связанные с тем, как русская царская охранка работала, какие приемы применяла». Знания Важеман применил так, что теперь получается, что эта славная организация орудовала топорно и бездарно. Режиссер наслышан о молодежной террористической группе «Народная воля», взявшей на себя ответственность за убийство царя Александра II. Он читал труды Кропоткина и Бакунина, проштудировал рапорты полицейских, внедрявшихся в ряды анархистов. В картине прозвучит лишь однажды имя русского анархиста Бакунина, идеи которого стали популярны в Европе. Там он жил. В Локарно до сих пор показывают туристам его дом. Жан влюбится в очаровательную анархистку в облике Адель и через эту любовь постигает идеи Бакунина, все премудрости революционной организации. А уж в любовных сценах Экзаркопулос равных нет. Французский актер арабского происхождения Тахар Рахим хорошо известен в Европе. Он отмечен несколькими «Сезарами», сыграл главную роль в картине «Пророк» Жака Одияра, восторженно принятую в Каннах и награжденную там Гран-при. Недавно он представлял фильм «Шрам» Фатиха Акина на Венецианском кинофестивале. До этого снимался в «Секретах прошлого» знаменитого иранца Асгара Фархади, «Черном золоте» Жан-Жака Анно. На экране он производит впечатление сильного человека, а в жизни - слегка безразличного и мягкого. В «Анархистах» у него роль засланного казачка. Сирота Жан Альбертини, у которого ни кола, ни двора, решил начать жизнь с чистого листа, согласившись стать осведомителем. Он устраивается на завод, внедряется в среду молодых парижских анархистов, чтобы потом писать на них доносы и последовательно сдавать. То, что в картине концы с концами не сходятся, не смущает ни режиссера, ни исполнителя главной роли. Тахар откровенно скучал на встрече с российскими журналистами, как дитя зевал перед камерой. «Мой герой — человек, который не нашел себя, - говорит Рахим. - Попав в группу анархистов, он почувствовал себя дестабилизированным. Жан — не анархист, но он в себе обнаружил то, чего прежде не подозревал. У меня до съемок было поверхностное представление об анархизме, а оказалось, что это целая философия».

Французские кинематографисты освоили опыт царской охранки
© пресс-служба фильма "Анархисты"