Войти в почту

Маэстро выстроил кадры

Раймонд Паулс отметил 80-летие в Москве В столичном зале Crocus City Hall прошел большой концерт, посвященный 80-летию латвийского композитора Раймонда Паулса. БОРИС БАРАБАНОВ считает, что бодрость и масштаб личности именинника были важнее появления на концерте Аллы Пугачевой. Раймонд Паулс родился в Риге за 4 года до того, как Латвия вошла в состав СССР, и дожил до поры, когда его бывшим согражданам для въезда в страну снова нужно оформлять визу. Организаторы его московского юбилейного вечера могли построить программу по хронологическому принципу, однако, зрителям, пришедшим исключительно на шлягеры 70-х—80-х, вряд ли это было бы интересно. Достаточно было впечатляющей фотонарезки, в которой нашлось место детским и юношеским снимкам композитора. Можно было взять широтой и показать не только Паулса-эстрадника, но и Паулса-академиста, Паулса-кинокомпозитора, Паулса-джазмена и Паулса — автора музыки к балетам. Но это противоречит идее большого сборного концерта с телесъемкой. В кадре должно быть много известных лиц. Удивительно, но, следуя заданному телевидением формату, Раймонд Паулс тем не менее избежал стандартных схем. Он не стал приглашать «рейтинговых» конферансье и комментировал все сам, иногда уступая эту роль другому музыканту — дирижеру Сергею Жилину, чей оркестр аккомпанировал большинству выступавших. Свои лучшие инструментальные темы Раймонд Паулс объединил в несколько блоков, при необходимости иллюстрируя их кадрами из соответствующих фильмов, и это работало не хуже звезд эстрады. Мелодии из сериала «Долгая дорога в дюнах» зрители аплодировали жарче, чем многим вокальным номерам. А в «Полюбите пианиста» блистательно солировал Сергей Жилин. Первыми же обращенными к публике словами Раймонда Паулса были: «А чего у вас глаза такие грустные? Лайма Вайкуле говорит, что я хорошо сохранился». Начав с латышского юмора, композитор словно снял часть груза, которая лежала и на его плечах, и на плечах зрителей. Все же в 80 лет играть полноценный концерт (а господин Паулс не ушел со сцены ни на минуту) могут, кроме него, считанные композиторы. Эннио Морриконе, Мишель Легран, может быть, кто-то еще. А зрители поняли, что им не придется закрывать глаза на присущие преклонному возрасту огрехи, все будет как обычно — легко, элегантно, с правильной пропорцией драмы и легкости. Концерт начался с двух внушительных сетов Валерия Леонтьева и Лаймы Вайкуле. У Валерия Леонтьева свои представления о том, что такое «современное звучание», поэтому в некоторых произведениях оркестру просто нечего было делать, звучали заранее записанные инструментальные треки с назойливой танцевальной «бочкой». Но даже в таких номерах Раймонд Паулс нет-нет да и касался клавиш рояля. Контрастным по отношению к первой части концерта был выход Александра Малинина. Вспомнилось, что господин Малинин — прекрасный рок-вокалист, который, сконцентрировавшись в своей карьере на романсе, не утратил рокерской мощи. За Александром Малининым последовал большой блок песен в исполнении участников шоу «Голос». Среди них стоит выделить Мариам Мерабову с песней «Возвращение», требующей не только вокальных, но и актерских способностей. Прекрасно справились со своими номерами Интарс Бусулис («Я тебя рисую») и Георгий Юфа («Путь к свету»). В целом выпускники «Голоса» продемонстрировали ровное эстрадное качество, в очередной раз заставив задуматься о том, что песен такого уровня для них сейчас писать некому. Парад состоявшихся телевизионных звезд (Филипп Киркоров, Ирина Аллегрова, Ани Лорак ) увенчался выходом Григория Лепса, который отвечал за организацию юбилейного вечера. Господин Лепс выдал ожидаемо душераздирающую версию песни из репертуара Аллы Пугачевой «На бис». А вслед за ним на сцену вышла и она сама. Свое мини-отделение Алла Пугачева начала с «Билета на вчерашний спектакль», взяв чистую актерскую ноту с оттенком исповедальности. Следом прозвучала песня «Делу время». Алла Пугачева решила инсценировать соответствующий видеоролик тридцатилетней давности: была и смена туфель на высоком каблуке на более удобную обувь, и переодевание, и легкомысленный парик, и даже телефон, роль которого исполнил айфон певицы. Госпожа Пугачева даже исполнила нечто вроде короткого канкана. Больше подобных нагрузок она себе не позволяла, часто присаживалась на банкетку и в целом выглядела усталой. Перед тем, как сорвать овации «Миллионом роз», Алла Пугачева исполнила песню «В белых клавишах берез» на стихи Андрея Вознесенского. По словам певицы, она долго ждала своего часа, и наконец они с юбиляром представляют ее публике. Исполнение «Миллиона роз» сопровождалось выходом на сцену всех участников шоу и выносом десятков корзин с розами. Раймонд Паулс был неотразим в этот вечер, но по дороге из «Крокуса» в метро зрители обсуждали, конечно, прежде всего, спортивную форму Аллы Пугачевой, а также гадали, какие из песен в концерте все же исполнялись под фонограмму.