Денис Купцов: "Шнур" положил на нас глаз, да так, что группу пришлось собирать заново
- Денис, для начала расскажи о вашем музыкальном стиле – ска-джаз. Что это такое? - Начну издалека: музыка «ска» - это расслабленная, позитивная танцевальная музыка, выделяющаяся своим четким ритмом на слабую долю. В нынешнем виде эта музыка развилась на Ямайке в середине ХХ века, и через Англию прочно вошла в европейскую популярную культуру. Обычно в этой музыке, кстати, как и в традиционном джазе, ведущую роль играют духовые инструменты, такие, как труба, тромбон и саксофон. Эта музыка со временем усложнялась, и некоторые музыканты стали играть «ска», используя известные джазовые мелодии и джазовую гармонию – это и назвали в 90-х «ска-джаз». У нас в стране музыка «ска» не очень популярна, а «ска-джаз», насколько я знаю, вообще никто не играет – кроме нас! - Расскажи немного об истории коллектива «St.Petersburg Ska-Jazz Review» - как вы решили играть такую музыку? - Насколько я помню, началось все это в начале 2000-х. Мы все тогда играли «ска-панк» в нашей основной на тот момент группе «Spitfire». И как-то, когда мы были на гастролях в Германии, у нас выдалось несколько дней без концертов - эдакий «расслабон» посреди турне. И мы спонтанно решили: делать нечего, а пойдем-ка и сыграем на улице пару-тройку любимых вещей – и расслабимся, и монету посшибаем. И вот мы набросали программу из классики ямайского «ска» и американского джаза, и пошли играть (тогда в Германии еще спокойно можно было поиграть на улице). Это выступление всем нам так понравилось, что наш продюсер-немец Mathias Broekel «Mazge» с немецкого лейбла «Pork Pie» говорит нам: «Ребят, отлично получилось! А давайте эти вещи запишем в студии, сделаем пробную запись!» И мы записали несколько песен. А «Mazge» послушал и говорит: «Отлично звучит! Если хотите, вы на нашем фестивале «Pork Pie 10th Anniversary», посвященном десятилетию лейбла, можете сыграть и эти песни, как отдельный состав на маленькой сцене». В итоге так вышло, что мы на этот фестиваль опоздали! (смеется) И мы эти ска-джазовые вещи в тот раз так и не сыграли. Но, вернувшись домой в Питер, мы решили не забрасывать эту идею. В наш ска-джазовый проект «St. Petersburg Ska-Jazz Review» (Санкт-Петербургское ска-джаз ревью) вошли музыканты моей группы «Spitfire» и наши друзья из «Markscheider Kunst» («Маркшейдер Кунст»). (подробнее смотрите «А еще я написал песни Майка Науменко и Бориса Гребенщикова!» http://www.kp.ru/daily/26486.4/3355702/ Кстати, название нашего города тут присутствует не случайно. С легкой руки основателей стиля ска-джаз «New York Ska Jazz Ensemble», в названиях всех известных ска-джазовых коллективах стали указывать название своего родного города: «Tokio Ska Paradise Orchestra», «Rotterdam Ska-Jazz Foundation», «Sao Paulu Ska Jazz»... Мы усердно готовили концертную программу, и затем в 2001 году выступили на «Курехинском» фестивале. И там, внезапно, мы буквально взорвали зал – так это вышло здорово, весело, всем понравилось. Тогда мы сыграли еще концерт, еще и еще... и пошло-поехало! Все нам стали говорить: «Ребята, у вас это так здорово получается – вам надо играть именно такую музыку!» И многим наш «St. Petersburg Ska-Jazz Review» стал нравиться гораздо больше нашей основной группы «Spitfire». К тому моменту мы записали свой первый альбом. И, если сначала программа выступления состояла в основном просто из самых знаменитых вещей в стиле «ска», то понемногу мы стали сочинять в этом направлении. Альбом под незатейливым названием «St. Petersburg Ska-Jazz Review» вышел на звукозаписывающей компании «Zvezda Records» и позже был переиздан в Германии на «Groover Records». - Большинство ска-джазовых коллективов играют чисто инструментальную музыку. А почему вы решили пригласить вокалистку? Вы надеялись, что с вокалом удастся привлечь больше народу? - И да, и нет. Мы не думали о значительном увеличении аудитории - это вряд ли возможно с такой музыкой, как «ска-джаз». Но мы подумали, что девушка отлично «разбавит» наш, сугубо мужской коллектив. В одном джазовом клубе я познакомился с девушкой по имени Дженнифер. Оказалось, что она американка, но давно уже живет в Питере и поет джаз в наших клубах. Но она не понаслышке была знакома и с той музыкой, что играли мы. Я, конечно, сразу предложил ей попробоваться у нас, и Дженнифер моментально влилась в коллектив. Мы стали активно готовить новый материал, новые песни. Кстати, Дженнифер оказалась еще и отличным автором - текстовиком. И в 2005 году мы выпустили наш второй альбом «Too Good Too Be True» («Слишком хорошо, чтобы быть правдой»). Но затем наступил момент, когда мы все оказались занятыми в составе группы «Ленинград», и это отнимало у нас практически все время. - Музыканты «СПБ ска-джаз ревью» в состав «Ленинграда»? Ваша, достаточно утонченная музыка, как мне кажется, никак не вяжется м песнями Сергея «Шнура». - А мы давно были знакомы с лидером «Ленинграда», Сергеем Шнуровым – у нас в Питере все музыканты знают друг-друга. И Сергею очень нравилось, как мы играем. Сергей бывал на наших концертах, и «положил на нас глаз». И, кстати, он тогда даже засветился в уморительной роли в нашем клипе «Too Good Too Be True»... Однажы Сергей пригласил нас сыграть вместе с «Ленинградом»: наши «дудки» - ваши «дудки», наш барабанщик - ваш барабанщик. А потом говорит: «А, может, нам альбом записать вместе?» Так мы и записали с ним альбом «Пираты XXI века». Альбом звучит мощно, и вышло так, что Сергей Шнуров внезапно получил себе новую, отлично сыгранную группу «Ленинград». А нас это также устроило, так как Серега щедро оплачивал наши услуги. В итоге, на волне небывалого успеха «Ленинграда» с 2002 по 2007 мы записали в его составе целых весемь (!) альбомов. И, естественно, у нас практически не было времени ни на что другое. Мы все реже стали выступать как «СПБ ска-джаз ревью», Дженнифер уехала в США продолжать карьеру журналиста и, примерно в 2008 году, группа распалась. - И как же «St.Petersburg Ska-Jazz Review» возродились? - Чуть позже, я по ряду причин покинул «Spitfire» и стал делать попытки собрать коллектив снова, но никто из старых участников не захотел этим заниматься. Наконец, в 2010 году мне удалось воссоздать группу при участии наших старых друзей из группы «Маркшейдер Кунст». Я снова стал работать с ними еще и потому, что ребята - единственный у нас коллектив, который знает, любит и умеет хорошо играть эту музыку: ска, реггей, афро-кубинскую музыку. Так что, воссоздание группы «СПБ ска-джаз ревью» на основе «Маркшейдер Кунст» стало абсолютно закономерным явлением. В тот же момент, вокалистка «Ленинград» Юлия Коган осталась не у дел, так как Сергей Шнуров собрал новую группу «Рубль». И я ее пригласил петь с нами, и все шло хорошо, пока Сергей опять не позвал ее в воссозданный «Ленинград». Куда по ряду причин я уже не вернулся. А сейчас Юля, кстати, занялась своим сольным проектом и исполняет отличную музыку на грани поп-рока и диско. В любом случае, место у микрофона в группе вновь стало вакантным, и тогда мы объявили конкурс. Прослушали человек десять, но наша Рита оказалась лучше всех. Кроме того, что она красива и чудесно поет, неплохо говорит по-английски, по-испански и пишет тексты. И вообще, она такая... идейная, настоящий энтузиаст! - Денис, тогда расскажи нам о последнем альбоме. Что значит его название «Elephant Riddim»? - «Элефант» - это «слон» по-английски, а «риддим» - просто ямайское произношение слова «ритм». Альбом так назван по одноименной песне «Elephant Riddim», запоминающуюся тему в которой сочинил наш баритон-саксофонист Ваня Неклюдов. А в самой песне повествуется о том, как масс-медиа топчутся на одном месте, как стадо слонов, заставляя нас делать то, чего мы не хотим. Запихивают людям в уши совершенно не интересную и ненужную информацию. Эта, как и многие другие песни, звучит на английском, но также Рита исполнила одну песню на португальском. - То есть, вы в своем творчестве ориентируетесь, прежде всего, на Запад? - Знаешь, просто мне кажется, что эта музыка – «ска», как и джаз, не звучит на русском... - Ну почему же? А, по-моему, джаз на русском отлично исполняют у нас уже почти сто лет! Скажем, пионер советского джаза Валентин Парнах создал свой оркестр еще в 1922 году. А в тридцатые годы у нас был так знаменит Леонид Утесов... - Все-таки на родине джаза, в США, и на Ямайке, родине музыки «ска» - говорят по-английски. Поэтому я считаю, что язык «ска» и джаза – это, прежде всего, английский. Утесов был прекрасен, но его звучание было, как мне кажется, не совсем джазовым. Ну не разрешали ему играть настоящий джаз... И очень жаль! Но всему свое время: скоро весь мир начнет говорить по-китайски (смеется), а поп музыка в основном останется на английском... как ни крути. - А на альбоме в этот раз все композиции - авторские? - Нет, не только. Там есть, например, «Тема 52-й улицы» («52nd Street Theme») - инструментальная пьеса знаменитого американского джазового пианиста Телониуса Монка или композиция «Ceora» авторства известного джазового трубача Ли Моргана. Но мы решили добавить и русского колорита, исполнив своеобразное попурри на темы народных песен («Volga River Boat Man»). Начинается эта композиция с мелодии, которую популяризовал у нас и на Западе еще Федор Шаляпин – «Эй, ухнем!». А песню «Water Taxi» мы посвятили нашему родному Питеру. В ней поется о том, как здорово летом прокатиться по каналам Санкт-Петербурга на нашем речном трамвайчике. - А что это за слоники на обложке? - Обложку нам нарисовал мой хороший знакомый - прекрасный питерский художник Михаил Гавричков. У него очень интересная графика, гравюры, офорты. - А на виниле альбом вы не выпустили? Сейчас это так модно! - Молодые московские энтузиасты, выпускающие пластинки «Magnetic Loft Records», как-то решили переиздать наш сингл (пластинка с одной песней на каждой стороне. – И. Г.) «Policy of thruth», изначально вышедший только во Франции. Пластинка продавалась так хорошо, что ребята вышли с нами на связь и предложили выпустить и следующий наш альбом на виниле. Они совсем молодые ребята, и, я думаю, у них все получится. - А ты-то сам пластинки слушаешь? - Я не только слушаю, но и кручу их на дискотеках - я же диджей! (смеется) Я вообще люблю живую, «грувовую» музыку: блюз, соул, фанк, свинг, реггей, ска, калипсо, сальсу, афро-кубинскую и бразильскую музы! - Хорошо, Денис, ответь мне на такой вопрос: ваш проект «СПБ ска-джаз ревью» существует уже довольно долго. А насколько интересна у нас в стране эта музыка - «ска»? - Я отвечу просто – ска-сцена у нас в стране «умерла». Исчезли наши группы «Spitfire», «Skaльпель», «Male Factors». Нашу группу «Distemper» («Дистемпер») я давно знаю и очень люблю, но никогда не считал полноценной ска-группой – это, скорее калифорнийский быстрый панк с «дудками». Были у нас группы «Shootki», «Chatanooga Ska Orchestra»... Но их сейчас не слышно. А «СПБ ска-джаз ревью» еще держатся. Где-то собираем залы побольше, где-то – поменьше... В прошлом году на презентации альбома «Elephant Riddim» мы собрали «ГлавКлуб», находящийся в «Ленинградском дворце молодежи», по сути, это даже не клуб, а огромная концертная площадка. - А почему все-таки у нас не так популярна эта музыка, как, например, рок? - Популярность «ска» всегда была невысокой, по сравнению с любыми другими направлениями популярной музыки. Группа «Ленинград» в своем творчестве заигрывали с музыкой «ска» - у них даже песня была одноименная. Или «No Doubt», назвавшие свой альбом одним из стилей ямайской музыки «Rocksteady». Они вроде бы подстегнули немного интерес к этой музыке, но он быстро сошел на нет. У рядового слушателя это все равно вызывало искаженное представление о музыке «ска», и он никогда не тратит сил, чтобы разузнать поподробнее. Информация об этой музыке к нам всегда поступала крайне неровно. Это всегда происходило волнами: всплеск, потом – затишье. 15 лет назад во всем мире был всплеск интереса к музыке «ска» - тогда появилось множество отечественных команд. И, слава богу, что мы в составе «Spitfire» успели засветиться везде в России, Европе и Америке и нас там теперь знают... Но, в любом случае, эта музыка всегда будет кому-то интересна, и все будет зависеть только от самого коллектива – как он будет работать. - А ты желал бы своей группе такой всенародной популярности, как, скажем, у группы «Ленинград»? - Такой – нет! Но я не буду лукавить – конечно, любой артист хочет, чтобы все его узнавали. И в составе группы «Ленинград» мы узнали настоящую популярность. Но чтобы нас любили так вот фанатично «всем нравится, значит и мне тоже» - мне уже не хочется. Пусть на концертах будет не так много народу, но и не слишком мало. Главное, чтобы эти люди по-настоящему любили и уважали артиста, которого выбрали. Хочется такой вот золотой середины. - Расскажи, случались какие-то забавные или странные случаи, вдохновившие на сочинение какой-нибудь композиции? - Ага, бывало! Например, мы ехали раз на гастроли в Финляндию и наш баритон-саксофонист Алексей Канев (он также играл с «Двумя самолетами» и «Маркшейдер Кунст») зачем-то жутко напился. – «Алкоголь границ не знает – он границу не пройдет!» - кричал он на весь автобус. Всем в тот момент было очень смешно, и вот этот случай почему-то так запомнился нам, что лег в основу названия нашей композицию «Night On The Bus» («Ночь в автобусе»). Правда, в итоге главную выразительную тему в ней сочинил не саксофонист, а наш трубач на тот момент Рома Парыгин (теперь он также в «Ленинграде»). - Хорошо, каковы дальнейшие планы группы? - Мы хотим прокатиться по Европе, потому что на этот альбом очень хорошие отзывы в музыкальном мире. Также в планах «закинуть удочки» на лондонский фестиваль «London International Ska Festival». А еще два наших альбома выходили в Японии, и там нас также ждут – осталось найти серьезного организатора, чтобы туда поехать. - Ну и напоследок что-то скажешь? - Думаю, пока существует наша группа – ска-музыка в России есть! А начинающим музыкантам я советую никогда не сдаваться: постоянно репетировать, выступать, где только можно, создавать свою историю, легенду, имидж. Собирать вокруг себя свою тусовку, открывать свой клуб, делать все, чтобы ваша музыка (неважно какая – та, что нравится больше всего) продолжала жить, и тем самым собирать свою публику. Удачи! ГДЕ И КОГДА: «St. Petersburg Ska-Jazz Review», 7 марта, клуб «The Place», Санкт-Петербург
