Государственная дума РФ и сайт Вести.Ru представляют лекции самых влиятельных людей российского кинематографа. Акция приурочена к Году кино. Слово — руководителю киноконцерна "Мосфильм", режиссеру, сценаристу, продюсеру Карену Георгиевичу Шахназарову. "Мы до конца не понимаем значения кино в нашей жизни, — сказал он, обращаясь к аудитории. — Сакраментальная фраза о том, что кино является наиважнейшим из искусств, в наши дни приобретает новое звучание. Люди меньше читают, и чтение замещается кино. В самолетах, поездах, метро на мобильных телефонах все смотрят кино. Этот рынок огромен, и невольно встает вопрос о том, какое место занимает Россия. Ответ очевиден: практически никакого. Между тем, кино воздействует на мировоззрение, формирует человека, откладывается в памяти, имеет огромное идеологическое влияние. И мы эту борьбу проигрываем". Американский кинематограф, заметил К.Шахназаров, производит больше тысячи фильмов в год, российский — в десять раз меньше. В то же время при наличии большой работающей индустрии вероятность появления хороших картин гораздо выше. Столь малое количество отечественных фильмов, по мнению режиссера и продюсера, вызвано отсутствием четкой организации кинематографа. Главный парадокс в том, что советское кино, снимавшееся в условиях планового хозяйства, было, тем не менее, рентабельно, приносило большие деньги, чего нельзя сказать о современном российском. Следует воссоздать единый государственный центр, который бы, как советское «Госкино», занимался развитием кинематографа, в том числе технологическим, уверен Шахназаров. Другая проблема отечественного кино — качество сценариев. По мнению режиссера, чья карьера началась в 1980-е годы, в СССР система отбора и работы со сценариями была правильнее и продуктивнее, чем теперь. Многое заимствовалось из голливудской системы. "Была тщательная работа, редактура, писалось сразу несколько вариантов сценария. В современном российском кино такой практики нет, что, конечно, сказывается на результате", — констатировал Шахназаров. Более того, американский кинематограф тесно сотрудничает с современными литераторами. Любой американский писатель пишет книгу с расчетом на то, что она будет экранизирована. В российской литературе до сих пор такой поворот не произошел. Главным критерием качества фильма Шахназаров считает его долголетие. При этом важно не потакать зрителю, а делать свое дело искренне и увлеченно. Кроме того, человеку, который хочет оставаться художником, надо преодолевать вседозволенность, не путать ее с творческой свободой, сказал заслуженный режиссер, напутствуя молодых. Отвечая на вопросы аудитории, он признался, что низко оценивает уровень современного образования в России, и с сожалением констатировал, что сегодня учиться режиссуре приходят люди, не читавшие Толстого, Чехова, не знающие, кто такие Эйзенштейн и Феллини. Между тем, уровень внутренней эрудиции и культуры необходим в любой профессии и повышать его нужно, начиная со школы. "Но при нынешней системе молодежь просто не может получить того образования, которое получало мое поколение, — полагает Шахназаров. — А это неизменно сказывается и на качестве кино. О чем говорить с человеком, который не знает, в каком году была Октябрьская революция, кто победил в Великой Отечественной войне, не знает, кто такой маршал Жуков? Да и словарный запас мизерный". На вопрос о связи искусства и политики, Шахназаров ответил, что это вещи, безусловно, взаимосвязанные и в искусстве обязательно должна быть идея, а значит — идеология. Свой интерес к политике он считает наследственным: «Отец был основателем политологии Советского Союза, провел первый международный конгресс политологов в 80-м году, был в неплохих отношениях с Ю.В.Андроповым", — рассказал режиссер. Он также выразил надежду, что в Год российского кино внимание к проблемам отечественного кинематографа будет преобразовано в конкретные шаги, которые послужат дальнейшему развитию.