«Батальоны» просят бабла
Тренд десятых годов: «правильные» фильмы снимаются на государственные деньги, хорошие – на средства частников. Почему? Черт его знает. Вроде, у нас так повелось с тех пор, как В.И. Ленин разглядел в кинематографе мощный пропагандистский ресурс, а лично нарком Луначарский стал автором сценария, актером и режиссером фильма о пользе уплотнения. Но ведь ветераны помнят: были в СССР хорошие фильмы, несмотря на жесткий государственный прессинг. Что сегодня с особой охотой финансирует Министерство культуры? В первую очередь – фильмы про войну (лучше с немцами); во вторую – «исторические» (чаще всего из советской жизни - всероссийская ностальгия по СССР не отпускает). Исторический фильм про войну обречен на финансирование. Точно так же он обречен в итоге стать так себе фильмом. Почему? И это только черт знает. Все, наверное, заметили: давно не снимают «В бой идут одни старики» и «17 мгновений весны». Только одноразовые ленты с набором клише и предсказуемостью сюжета. В них правильные персонажи героически противостоят коварному и сильному внешнему врагу и откровенно подлому внутреннему. Будь то фильм про борца «Поддубный», будь хоть показанный на прошлой неделе по «Первому» фильм «Батальон». При всем уважении к продюсерским талантам Игоря Угольникова: его третья попытка снять кино про «войну и немцев» тоже не удалась. Техзадание заказчика было конкретным: прославить несправедливо забытую Первую мировую к ее столетию; объяснить зрителю, что за Родину надо умирать, не размышляя – вне независимости от пола, социального статуса и политической подоплеки войны не важно с кем; продемонстрировать, до чего может довести страну разложение в обществе. И ведь сняли все, как просили. Только в лоб, словно на пулеметы колоннами в атаку сходили, игнорируя всякую мутотень вроде артподготовки, разведки боем и обхода с флангов. И отрапортовали: фильм героически, но безрезультатно погиб, традиционно не окупившись в прокате и не задержавшись в мозгах. Год кино в России – хороший повод радикально поменять подход к выделению средств кинематографистам. Например, платить не за «воспитательные», а за хорошие фильмы?! Чтобы они страну на международных фестивалях прославляли и помогали талантливым деятелям киноискусства. Правда свежая мысль? Где патентовать? Уверен: она не приходила в голову ответственным чиновникам от культуры. А если приходила, почему ей не дают ход? Ведь все у нас для изготовления шедевров есть – деньги, таланты, техника... Наверное, потому, что нет главного – политического решения и кабинетных специалистов, умеющих отличать шедевр от штамповки.