Александр Ф. Скляр: Русский рок меня не шибко пробирает – не то, что Лидия Русланова и Дэвид Боуи!

После предыдущего интервью с Александром, посвященного выпуску нового альбома «Ястреб», осталась какая-то недосказанность. За рамками публикации оказались интереснейшие размышления артиста, из которых становится во многом ясным, каков Александр Ф. Скляр сегодня, в чем состоит его философия, о чем он переживает и что пережил, что его заботит сейчас и мучает, о чем он думает - а впрочем, судите сами! Корреспондент КП стал случайным свидетелем того, как Александра приглашали вести радио-программу о русском роке. - ...Да, знаете, приглашать меня вести передачу, посвященную классическому русскому року – это как-то чересчур... Дело в том, что... Как бы мне это вам сказать потактичнее? Дело в том, что «классический русский рок» меня не шибко интересует... И это предложение оказалось для меня несколько неожиданным! - Я прекрасно помню, какую музыку вы продвигали в своей передаче «Учитесь плавать» (Радио «MAXIMUM»), и это был, определенно, не «русский рок». Кстати, сейчас, после стольких лет, какие впечатления о тех годах остались? - (резко) Ну, какие у меня могут быть впечатления об «Учитесь плавать», если уже давно нет этой передачи! - Но ведь это была не просто музыкальная передача по радио. Для целого поколения это была идеология здорового образа жизни, спорта, категорический отказ от наркотиков - «Stop the madness»! С вашей поддержкой регулярно проводились музыкальные фестивали «Учитесь плавать», выпускались сборники песен перспективных отечественных групп в жанре «альтернативного» рока... - (резко) Движения этого уж сколько лет не существует! Интересно ли это кому-нибудь сейчас? Это же было 20 лет назад – как сейчас помню, Генри Роллинз приезжал в Москву в 94-м. С этого все и началось: музыкальные фестивали в «Горбушке», летние выезды на море. А в начале двухтысячных все благополучно «свернулось» без следа. Скажите, так ли уж стоит ностальгировать по давно прошедшему? Вот я и не ностальгирую! СПРАВКА "КП" «Учитесь плавать» — авторская радиопрограмма Александра Ф. Скляра и российское молодёжное движение второй половины 90-х годов, формировавшееся вокруг молодых, агрессивных, экстремальных музыкальных коллективов. Основными принципами «Учитесь плавать» стали: здоровый образ жизни, экстремальность только в музыке, непримиримость к социальному конформизму. По инициативе группы «Ва-БанкЪ», фестиваль «Учитесь плавать», а также его участники, являлись сторонниками международного движения «Stop the Madness» («Остановим безумие!»), выступающего против употребления сильнодействующих наркотиков. - Хотя, вот интересно - недавнее событие внезапно напомнило мне обо всем этом. (смеется) В начале февраля в Москву и Питер приезжал Генри Роллинз. И люди, которые его привезли, попросили меня сделать с ним интервью. Роллинзу уже предлагали какие-то интервью, и он, почему-то, ото всех отказался. А меня он, видимо, вспомнил – он же не только в 94-м, он еще потом приезжал со своими «стендапами» и мы с ним отлично общались. (стендап — комедийное представление разговорного жанра, в котором как правило один исполнитель выступает перед живой аудиторией.- И.Г.) СПРАВКА "КП" Генри Роллинз (Henry Rollins) - американский рок-музыкант, вокалист, автор песен, директор звукозаписывающего лейбла «2.13.61» артист в жанре «spoken word», публицист, автор книг в жанрах проза и поэзия, теле- и радиоведущий и актёр. Наибольшую известность получил как фронтмен рок-групп «Black Flag» и «Rollins Band». Генри Роллинз оказал влияние на идеологию фестиваля «Учитесь плавать», также став основоположником движения «straight edge» в России - отрицание употребления алкоголя, табака, а также наркотиков. - Вот и в этот раз мне было с ним приятно увидеться. Я знал, что музыку он совсем забросил и, конечно же, моим первым вопросом к Генри Роллинзу было – «насколько серьезно ты завязал с музыкой?». Для меня ведь это уму непостижимо – такой человек сам вычеркнул себя из музыкального мира! В итоге у нас получилась интересная беседа, потому что человек он заметный. Да и артистическая деятельность у него осталась, только ушла в сторону этих его сольных «стендапов». Но я, конечно, не буду сейчас всего рассказывать, иначе интервью будет неинтересно читать. Так вот, представляю, как бы себя почувствовал Генри Роллинз, если бы я стал его расспрашивать о его группе «Rollins Band», которой уже много лет не существует. (смеется) И вот сейчас происходит примерно то же самое, когда вы у меня спрашиваете о движении «Учитесь плавать». - Нет, я не прошу вас ностальгировать, а просто хотел узнать, что «УП» оставило у вас в душе. - Я так скажу: это хорошие, теплые воспоминания о чем-то очень правильном, что мы делали тогда. О том, что мы тогда считали очень важным для себя. Все-таки этот фестиваль собирал большое количество людей. Он был, пожалуй, единственным местом, где музыканты, которые первыми в этой стране заиграли так называемый «альтернативный рок», могли себя показать. Тем более что на каждый из таких фестивалей приезжали интересные западные команды, такие как «Rage Against The Machine», «Dub War»... Это сейчас к нам из-за рубежа постоянно приезжают исполнители любого жанра, а тогда, 20 лет назад, все было несколько иначе. И с этими музыкантами можно было познакомиться, пообщаться. Да те же знаменитые сейчас «Zdob-Si-Zdub» начинали именно как одна из групп фестиваля «Учитесь плавать». - Да, я недавно беседовал с Романом из «Zdob-Si-Zdub» – у них всех остались очень теплые впечатления о движении «Учитесь плавать». - Думаю, у многих из них остались теплые впечатления обо всем этом! Я, и все остальные, кто принимал участие в организации - делали фестиваль для всех и от всей души! И, конечно, наша пропоганда здорового образа жизни тогда была очень важна. В то время, в 90-е, к нам уже вовсю валили наркотики, а госструктуры и СМИ будто бы ничего не замечали - в колокола били только отдельные медики, в силу специфики своей деятельности. А я знал об этой проблеме не понаслышке, потому что люди из движения «Учитесь плавать» присылали мне письма, в которых они делились со мной этой информацией. И поэтому, очень важным тогда было присоединение нашего движения к общему настроению, которое вылилось в лозунг «Stop The Madness» («Остановим безумие!»), отражающий движение против сильнодействующих наркотиков, которое зародилось именно в недрах западной альтернативной музыки. А то, что все это давно закончилось – ну, просто пришла новая эпоха. Появились новые источники информации, такие как интернет, в котором теперь легко найти и услышать любую музыку... Передача «Учитесь плавать» просто перестала быть актуальной для всех нас. - Да, я тогда записывал каждую вашу передачу на кассету и затем переслушивал в поиске имен новых для себя исполнителей. А вы сейчас что-то новое для себя еще открываете? - Сейчас из музыки, как мы уже с вами недавно решили, все доступно. Порой что-то вспоминается... Как, например, в связи со смертью Лемми. Узнав о его смерти, я вспомнил, как мы с ним виделись на его концерте в ДК Горбунова, как мы с ним общались... Он тогда на меня произвел сильное впечатление – очень интересный дядя. СПРАВКА "КП" Лемми (24.12.1945 — 28.12.2015) — британский бас-гитарист и вокалист, основатель и бессменный участник рок-группы «Motrhead». Его сценические имиджи и грубый голос сделали его одной из самых узнаваемых культовых личностей рока. В марте 2010 года музыкальная индустрия решила воздать должное его харизме, создав документальный фильм «Lemmy», который в течение трёх лет снимался в доме музыканта в Голливуде, а также в турах по всему миру. - Вот каков он на этой фотке (Александр показывает мне журнал, который вертел в руках) – таким его я и запомнил. Мне кажется, что Лемми относится к разряду тех людей, что настолько сжились со своим образом, что и на сцене, и вне сцены он давно один и тот же. Послушав его совершенно замечательный концерт в «Горбушке», за сценой я увидел того же самого человека, разве что, с той разницей, что он не пел. (смеется) Меня порадовало, что Лемми с удовольствием общался со всеми, и в нем не было такого ощущения: «Я отыграл вам концерт – чего же еще вы от меня хотите?». Было видно, что все происходящее доставляет ему удовольствие. Когда несколько лет назад я посмотрел документальный фильм о нем, я увидал перед собой образ человека, который через всю жизнь пронес свою юношескую любовь к рок-н-роллу. И вот теперь, когда он ушел, можно и подвести итог его жизни. У меня он вызывает искреннее уважение, потому что так беззаветно рубить эту «тяжеленную» музыку на протяжении сорока лет (с 1975-го по 2015-й) – свидетельство цельности и непоколебимой твердости характера! Вот вы спрашиваете, что я слушаю... Как раз я «Motrhead» и переслушал. Выходит, что смерть кого-то для меня и стала поводом заново открыть его творчество. Когда умер Дэвид Боуи, у меня стали спрашивать: «Что вы можете сказать о его последнем альбоме?». А я последнего его альбома «Blackstar» не то, что услышать еще не успел – я даже ничего и не знал о нем на тот момент! СПРАВКА "КП" Дэвид Боуи (08.01.47 — 10.01.2016) — британский рок-певец и автор песен, а также продюсер, звукорежиссёр, художник и актёр. На протяжении пятидесяти лет занимался музыкальным творчеством и часто менял имидж, поэтому его называют «хамелеоном рок-музыки». При этом Боуи удавалось сохранять собственный узнаваемый стиль, успешно совмещая его с актуальными музыкальными направлениями. 8 января 2016 года Боуи исполнилось 69 лет, и в этот день певец издал свой последний альбом «Blackstar». Два дня спустя музыкант скончался от рака печени, с которым боролся на протяжении последних полутора лет. - Представьте себе - я еще нахожусь под впечатлением предыдущего альбома, а артист, оказывается, записал и выпустил еще один новый альбом «Blackstar» и через два дня после этого умер! То есть, «откручивая назад» эту ситуацию, ты понимаешь, что записывая альбом, он уже точно знал, что уходит. Потому слушаешь альбом уже совершенно с другим ощущением. Просматривая клипы Боуи «Blackstar» и «Lazarus», я понимал, что писал реквием самому себе. Вообще, весь последний альбом Боуи - это реквием. И это, конечно, очень сильный поступок! Мало того, что сам по себе альбом очень сильный – он кажется вдвойне сильней, когда понимаешь, с какими мыслями артист делал эту работу. Вы спрашиваете меня: «Что я слушаю?» Вот такого рода музыку я и слушаю... - Александр, я знаю, что кроме естественного для вас увлечения музыкой, вы также вдумчивый читатель. Какие интересные книги открыли для себя в последнее время? - Недавно зашел в книжный и купил биографию нашей замечательной советской певицы Лидии Андреевны Руслановой. Просто я поймал себя на мысли, что я совсем ничего о ней не знаю. В общих чертах мы все, конечно, представляем, кто такая была Лидия Русланова, но перипетии ее жизни нам в основном мало известны. И мне захотелось узнать о ней поподробнее - я стал читать ее жизнеописание и втянулся. В какой-то момент я зашел в iTunes, чтобы послушать её исполнение, и он мне выдал огромную подборку её песенг - около сорока, из которых я знаю, дай бог, пяток. Тогда я понял, что совсем и не знал ее творчества – а ведь всегда думал, что интересуюсь русской песней. СПРАВКА "КП" Лидия Андреевна Русланова (при рождении Прасковья Андриановна Лейкина-Горшенина; 14 (27) октября 1900 — 21 сентября 1973) российская и советская певица, Заслуженная артистка РСФСР. Лидия Русланова обладала красивым и сильным голосом широкого диапазона и была одной из самых популярных певиц в СССР. Её исполнение русских народных песен считают эталонным. Она создала свой стиль, в репертуаре певицы были народные песни, которые она собирала всю жизнь. Среди наиболее популярных - "Степь да степь кругом», «Катюша», «Липа вековая», «Я на горку шла», «Златые горы», «Окрасился месяц багрянцем», «Светит месяц», «Валенки» и многие другие. - Или взять Кита Ричардса, автобиография которого пролежала у меня два года. К этому толстенному тому я относился с какой-то опаской – ну чего в таком огроменном кирпиче человек может понаписать о себе? Но однажды я решился ее открыть... И оказалось – никакой «воды», все жутко интересно! Особенно интересно, когда Кит Ричардс начинает рассказывать о своих отношениях с разными музыкантами из «Роллинг Стоунз», и вне группы. А он ведь в этом смысле очень «широкий» и общительный человек. Я не знал и половины из этих музыкантов, и вдруг начал их слушать – и все благодаря Киту Ричардсу! (смеется) СПРАВКА "КП" Кит Ричардс (род. 18 декабря 1943) — британский гитарист и автор песен, вместе с Миком Джаггером составляющий неизменный костяк рок-группы «The Rolling Stones». Помимо «The Rolling Stones», гитарные партии Ричардса можно услышать на релизах Макса Ромео, Леса Пола, Тома Уэйтса, Боно и «U2», Ноны Хендрикс, Джона Филлипса и Ареты Франклин. При исполнении роли капитана Джека Воробья в фильмах серии «Пираты Карибского моря» актер Джонни Депп старался подражать походке и манере разговора Кита Ричардса, который является одним из его любимых музыкантов.

Александр Ф. Скляр: Русский рок меня не шибко пробирает – не то, что Лидия Русланова и Дэвид Боуи!
© Комсомольская правда