Вестерн с Натали Портман в главной роли вышел в прокат
Суровые нравы Дикого Запада главной героине фильма "Джейн берет ружье" (Натали Портман) были знакомы с юности. Сначала барышню, бежавшую от Гражданской войны, приютил босс одной из банд МакКанн (Юэн Макгрегор, обзаведшийся для роли пышными усами) - пообещал покровительство, а отправил в собственный бордель. Спустя годы удачно вышедшая замуж за ковбоя-бунтаря Билла Хаммонда (Ноа Эммерих) Джейн готовит лепешки, присматривает за играющей перед одиноко стоящим в долине домом пятилетней дочерью и ждет возвращения мужа. Но возвращение оказывается не столь радостным, как ожидалось, - супруг рухнет с лошади в нескольких метрах от порога. Люди МакКанна вышли на него и теперь жаждут расправиться за то, что когда-то он выкрал Джейн из публичного дома. Теперь, когда муж на грани жизни и смерти, решать возникшие проблемы с головорезами предстоит самой Джейн, которая первым делом отправляется просить помощи у сурового соседа Дэна Фроста (Джоэл Эдгертон) - героя Гражданской войны, самого меткого стрелка округи и, кажется, первой любви юной Джейн. К жанру вестерна в современной кинематографической традиции существует двоякое отношение. С одной стороны, жанр этот вполне почтенный - один из тех, что стоит у истоков классического Голливуда наряду с мюзиклом, фильмом ужасов, гангстерской драмы и нуаром. С другой - в чистом виде вестерн умер уже так давно, что на его похоронах успели сплясать несколько поколений западных режиссеров. С третьей стороны, умерев в чистом виде, вестерн дал мощные побеги и встроился в кристаллическую решетку огромного количества картин и по своему влиянию на киноязык огромного количества современных авторов (в диапазоне от Тарантино и Джармуша до Иньярриту) мало с каким жанром может сравниться. Другое дело, что в чистом виде вестерн практически нигде сегодня не встречается, являясь ингредиентом многосоставного коктейля. Тем любопытнее перед премьерой "Джейн..." было посмотреть на результат дистилляции, когда из коктейля выпаривают чистый ингредиент. Однако если рассматривать картину с этой точки зрения, то детище Гэвина О'Коннора (приемное - но об этом ниже) производит разочаровывающий эффект. О'Коннор понимает, что в 2016 году нельзя ставить на такие традиционные козыри классического вестерна как трюкачество и лихие перестрелки, он не пытается опереться и на "балетную" составляющую жанра, которую в него привнес Серджо Леоне. Справедливости ради, эта находка Леоне также затерта до дыр, но она по-прежнему способна украсить любую картину - см., например, любой из фильмов Тарантино, снятых за последние 15 лет. Вместо этого режиссер пытается сварить из вестерна густое мыло - вместо адреналиновых приключений и красивых перестрелок здесь преимущественно мелодраматические разговоры о прошлом. Ближе к финалу выясняется, что история тут не столько про суровую барышню, которая мстит за мужа, а про любовный треугольник, в котором фигурирует душераздирающая история о погибшей, а затем чудесно воскресшей первой дочери героини - и эта история достойна какой-нибудь дневной теленовеллы на пару сотен серий из тех, что усердно производят в странах Латинской Америки. Для того чтобы вестерн не превратился в неубедительную "мыльную оперу", нужны характеры, которых тут нет и в помине - мужские персонажи здесь представляют собой плохо прописанные типажи, надерганные изо всех вестернов разом. Но главный провал - это персонаж самой Джейн. Она тут самый бледный персонаж, нужный только для того, чтобы довольно банальный сюжет доехал из точки А в точку Б. Справедливости ради, играющая Джейн "оскароносица" Натали Портман тут совершенно не при чем - будь на ее месте хоть молодая Мэрил Стрип, и та спасовала бы перед столь плоским сценарием. Наверное, все могло бы быть иначе. Проект "Джейн берет ружье" - многострадальный. Стартовал он в 2013 году с Линн Рэмси ("Что-то не так с Кевином") в режиссерском кресле. Спустя несколько месяцев Рэмси поругалась с продюсерами из-за того, что те начали по ходу дела кроить сценарий и пообещали отстранить ее от финального монтажа - им хотелось сделать фильм попроще, покороче и подоходчивей. Не вернув задаток, Рэмси ушла с проекта. Вслед за ней соскочил и Майкл Фассбендер - изначально именно он должен был играть главную мужскую роль. После месяцев судебных тяжб и повторных кастингов продюсеры нашли режиссера О'Коннора, которому не привыкать к роли приглашенного режиссера и который сделал все ровно так, как хотели заказчики. В итоге победительницей в данной истории выглядит именно Рэмси, которая со времен своего впечатляющего дебюта в 2011 году так и не сделала ни одной картины, но и не запятнала репутацию таким обидным провалом, как искромсанный продюсерами потенциально занятный фильм.