О том, как русское изобразительное искусство повлияло на советский кинематограф, расскажут в Третьяковской галерее. В рамках Года российского кино в музее запущен образовательный проект «Не только кино: история — искусство — кинематограф», сообщает пресс-служба Галереи. Проект стартовал 12 марта. Вниманию зрителей уже были представлены такие шедевры советского кинематографа, как «Андрей Рублёв» Андрея Тарковского, «Александр Невский» и «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна. Еженедельные кинопоказы сопровождаются встречами и лекциями известных историков и киноведов. Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM куратор программы Максим Павлов , «Не только кино» рассказывает о связи искусства, истории и кинематографа на примере советских фильмов. «В программе очень важна визуальная составляющая. В фокусе нашего внимания именно связи — художественной традиции, сложившейся в период до появления кинематографа и того, как это было отражено в кинематографе в XX веке, когда кино стало самым массовым видом искусства» , — рассказывает Павлов, — «Мы наблюдаем совершенно удивительные вещи. Очень часто образы, которые мы видим во многих фильмах, например 30 — 50 годов, имеют прародители в русской живописи XIX века. Я поясню. Возьмём, к примеру, знаменитый фильм «Илья Муромец» с Борисом Андреевым. Если посмотреть его внимательно, то многие его кадры — это фактически отжившие картины Виктора Васнецова — мы видим и богатырей, и мёртвое поле, и князя Владимира. Их костюмы, их позы — они просто, если так можно выразиться, срисованы с произведений живописи Васнецова» Каждый кинопоказ предусматривает краткое вступление специалистов перед началом демонстрации фильма, дискуссию и ответы на вопросы зрителей после его окончания. «Кино начиналось как «балаганное» развлечение, которое было далеко от традиций изобразительных искусств, но, разумеется, постепенно режиссёры и операторы стали опираться на многовековую живописную традицию (иногда косвенно, иногда впрямую «цитируя» картины в своих фильмах). Отечественная операторская школа в своих самых сильных проявлениях знаменита, в том числе, «киноживописью», тщательнейшей разработкой визуальной стороны фильмов. Это не просто изображение, но изображение, которое включается в логику — атмосферы, монтажа, режиссуры… В этом смысле, кино и визуальные искусства «постмодерна» (видео-арт etc) стали полноценными обитателями музеев» — комментирует проект кинообозреватель Дмитрий Тёткин. В предстоящей программе зрителям будут представлены «Илья Муромец» Александра Птушко 1956, «Пётр Первый» Владимира Петрова 1937, «Господа Скотинины» Григория Рошаля 1926 и другие. В Третьяковской галерее проект пройдёт до конца мая.