Кинопремию «Ника» за «Лучший фильм» получил режиссер Александр Миндадзе
В театре фольклора «Русская песня» завершилась XXIX торжественная церемония вручения Национальной кинопремии «Ника». Подведены итоги 2015 года. Главная награда «Лучший игровой фильм» досталась картине «Милый Ханс, дорогой Петр» режиссера Александра Миндадзе. В номинации «Лучший игровой фильм» были представлены: «Батальонъ» Дмитрия Месхиева, «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого, «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина, «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе, «Про любовь» Анны Меликян и «Страна Оз» Василия Сигарева. Александр Миндадзе решил снимать фильм «Милый Ханс, дорогой Петр», потому что возникло желание рассказать о предвоенном ощущении людей - немцев и русских, которые работали на стекловаренном заводе во времена СССР на Украине: «В их взаимоотношениях уже разорвался снаряд будущей войны, но они этого не осознают. И мы смотрим на них сквозь призму надвигающейся войны, зная, что произойдет. А герои этого не знают. Два инженера связаны единой цепью, поскольку виноваты в аварии, случившейся на заводе». Картину так гнобили, буквально убивали. Но мощная поддержка в прессе, обращения коллег в инстанции сделали свое доброе дело. Фильм вышел. Но и сам Миндадзе – мужественно себя вел. «Если бы боялся, то делал бы другие картины» - говорит он. Главную «Нику» получил именно он. Картина Василия Сигарева тоже вызвала массу эмоций. У нее масса поклонников, но не меньше тех, кто возмущается самим фактом ее существования. В нем Екатеринбург представлен как некое мифологическое пространство. Василий Сигарев говорит: «Я не могу как Алексей Иванов претендовать на книжку «Ёбург», но мне хотелось отдать дань уважения своему городу. Мы делали честно свой фильм. Но кто-то боится фекальных тем. Рамки должны быть, но у каждого они свои. Если люди видят на афише, что это комедия Сигарева, а потом начинают возмущаться, то какие у них рамки? Не приходите. Вот и все!». В номинации «Лучшая режиссерская работа» было четыре имени: Алексей Герман-младший с фильмом «Под электрическими облаками», Станислав Говорухин - «Конец прекрасной эпохи», «Анна Меликян - «Про любовь», Василий Сигарев - «Страна Оз». Победил Говорухин. На «Нику» за «Лучшую сценарную работу» претендовали Юрий Арабов с «Орлеаном», Александра Миндадзе с «Милым Хансом, дорогим Петром», Алексея Федорченко в компании с Денисом Осокиным с «Ангелами революции». Победил Миндадзе. В операторской номинации — Шандор Беркеши - «Ангелы революции», Геннадий Карюк - «Конец прекрасной эпохи», Евгений Привин и Сергей Михальчук - «Под электрическими облаками» и Юрий Райский с «Орлеаном». «Ника» - у Карюка. Как всегда богато представлены актерские номинации. В числе номинантов на лучшую главную роль среди мужчин представлены: Данила Козловский в «Духless 2», екатеринбуржец Олег Ягодин в «Орлеане», Александр Яценко в «Инсайте» Александра Котта. «Ника» неожиданно досталась сразу двум актерам — Козловскому и Яценко. Среди актрис академиком пришлось выбирать между Ириной Купченко в «Училке», Юлией Персильд в «Битве за Севастополь», Яной Трояновой в «Стране Оз». Победила «училка» Купченко. В номинациях ролей второго плана были представлены: Мария Кожевникова в «Батальоне», Роза Хайруллина в картине «Милый Ханс, дорогой Петр», Мария Шалаева и Михаил Ефремов в «Про любовь» и сразу трое - Инна Чурикова, Александр Баширов и Владимир Симонов - в «Стране Оз». Награды получили Чурикова и Ефремов. «За вклад в кинематографические науки, критику и образование» отметили главного редактора журнала «Искусство кино» Даниила Дондурея. Спецприз Совета академии «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» им. Алексея Германа получил питерский классик Виталий Мельников. 1 мая ему исполнится 88 лет. Вся жизнь Виталия Вячеславовича связана с «Ленфильмом». Его картины «Старший сын», «Начальник Чукотки», «Отпуск в сентябре» - «золотой фонд» киностудии. В его фильмографии - «Семь невест ефрейтора Збруева», «Здравствуй и прощай», «Мама вышла замуж», «Агитбригада «Бей врага!», «Поклонница». Всего – 23 игровых фильма, а сколько еще неигровых, вплоть до агитационных, призывавших выращивать кукурузу. Свою «Поклонницу» он снимал о Чехове при полном безденежье, и это унизительно для такого мастера. Как говорит Виталий Мельников, артисты работали на энтузиазме и с зыбкой надеждой, что когда-нибудь их труд будет оплачен. Режиссерская профессия, по его словам, - это постоянное сопротивление. Читайте материал о других номинантах премии: Кинопремию «Ника» за «Честь и достоинство» получила Алиса Фрейндлих