Диджей у власти

В столице Эстонии завершилcя восьмой фестиваль новой музыки и городской культуры Tallinn Music Week. На нем выступили более 200 коллективов со всего мира, от России до Сирии, а также президент республики Тоомас Хендрик Ильвес, представивший свои любимые рок-пластинки 1960-1970-х годов. Tallinn Music Week уже давно перестал быть исключительно музыкальным мероприятием и захватывает все новые смежные области. В этом году, кроме фестиваля крафтового пива и местных ресторанов, к Неделе приурочили и форум Creativity For Change, на котором высшие должностные лица Эстонии вместе с музыкантами, промоутерами, журналистами и специалистами по проблемам беженцев обсуждали проблемы мультикультурализма, миграции и даже урбанистики. Правда, далеко не все эстонцы разделяют гуманистический пафос Ангелы Меркель и других европейских лидеров по отношению к переселенцам с Ближнего Востока. «Не могу понять, почему страны, которые сами освободились 25 лет назад, внезапно стали так злобно относиться к беженцам!» — сетовал Ильвес, имея в виду, очевидно, и своих сограждан. Так или иначе, благодаря этому мультикультурному аспекту в музыкальной программе появилось несколько отличных групп с Востока. Например, проживающий в Австрии композитор и исполнитель на сирийской лютне Оруа Салех (Orwah Saleh) и израильский коллектив Fula Express, в музыке которого смешиваются джаз, фанк и ориентальные мотивы. Его лидер Ариэль Нахум имеет йеменские корни и владеет множеством африканских перкуссионных и духовых инструментов, в том числе западноафриканской флейтой fula, которая и дала название его группе. Совсем удивительную формацию представляет собой Violons Barbares — группа, состоящая из монгольского горлового певца Дандарваанчига Энкхьяргала, болгарского исполнителя на струнных Димитара Гугова и французского перкуссиониста Фабьена Гуйо. Вместе они играют и балканский фолк, и казахские народные песни (можно только догадываться, сколько времени ушло у бедных европейцев на то, чтобы разучить слова) — все с неизменной экспрессией и драйвом. Настоящим открытием для русскоязычной публики стала карельская группа «Громыка», только что выпустившая первый альбом. Пятеро серьезных мужчин в серых костюмах cо стилофоном и шапкой-пирожком играют музыку, отсылающую одновременно к Муслиму Магомаеву и забытой ныне ретрофутуристической рок-группе The Tornados. Абсурдные тексты о «мужчине моего начальника» и «резиновых индейцах и ковбойцах из ГДР» выбивают землю из под ног, но остаются в памяти навечно. Фраза «Говорил я вам!» уже становится мемом. Судя по очереди за дисками и реакции зала, «Громыка» вполне может рассчитывать на горячий прием и в других республиках бывшего СССР, не говоря уже о самой России. Первый за долгое время концерт в рамках фестиваля дала Керли — одна из самых популярных эстонских певиц, сделавших внушительную международную карьеру. Состав музыкантов был необычным: арфа, скрипка, электроника. Сама Керли в своей светящейся маске и колышащемся от ветра блестящем наряде напоминала о Бьорк. «Так и есть, она на меня очень сильно повлияла, а первый ее альбом я, кстати, купила в России», — призналась она за кулисами. 15 лет назад девушка из эстонского поселка с населением 500 человек выиграла конкурс молодых исполнителей, который проводился в трех балтийских странах. Призом был контракт с монстром Universal Music. Затем она перебралась на Def Jam Recordings, с которым сотрудничают Канье Уэст, Фрэнк Оушн и другие крупные мировые звезды, переехала в Лос-Анджелес — ее видео собирали миллионы просмотров, а песни появлялись в блокбастерах вроде «Алисы в Стране чудес» Тима Бертона. Однако после восьми лет жизни в Америке Керли вернулась на родину и решила выпустить альбом самостоятельно. «Когда работаешь с большими компаниями, всегда приходится идти на компромиссы, мне это надоело, — пояснила она, — Сейчас меня все больше интересует эстонская корневая музыка: в городе Вильянди у нас есть целая библиотека с местными записями, некоторым из них больше ста лет. В том числе обрядовые песни, заклинания — меня интересует все магическое». Это хорошо заметно и по последнему клипу певицы Feral Hearts: прогулки в темном лесу, совы и фантастические виды природы — как минимум поклонников фэнтези новый альбом «эстонской Бьорк» точно не разочарует. Ностальгическим развлечением оказался диджей-сет президента Эстонии Тоомаса Ильвеса, состоящий из песен, вошедших в составленный им сборник Teenage Wasteland — Favourites 1963-1978. Прекрасно разбирающийся в рок-музыке Ильвес имел счастье видеть многих своих героев воочию — его молодость прошла в Штатах. Судя по сборнику, его музыкальные предпочтения простираются от соула и мотауна до глэм-рока и раннего панка. Чувствуется, что Tallinn Music Week — одно из любимых его мероприятий: рядом с ним можно оказаться даже на концерте мрачнейшей финской команды K-X-P, играющей нойз- и краут-рок с готическим антуражем. Музыка в эти дни была повсюду, и послушать хотя бы треть коллективов из программы не было никакой возможности. В крупнейшем шопинг-центре можно было нарваться на петербургскую электронную группу Oligarkh, использующую сэмплы православных песнопений и литургий. В заброшенном депо у железнодорожного вокзала — потанцевать у «фанкового автобуса», на крыше которого играла финская группа с дивным названием Eternal Erection. Полюбоваться на субмарины, рыбок в аквариуме и военные кители в Военно-морском музее, где проходила прощальная вечеринка с участием российских электронщиков Moa Pillar и Pixelord. Избежать музыки не смогли даже русские туристы и местные жители, кто на дух не переносит альтернативу и предпочитает что-то попроще: 1 апреля на вечеринке «Танцевальный рай» в Таллине выступила певица МакSим.

Диджей у власти
© Lenta.ru