"Дубль дв@" покажет фильм "Побег из Москвабада"
Никакой фильм ужасов не сравнится с ужасом попрания человеческого достоинства. Для меня, например, это самое мучительное из зрелищ. Поэтому почти непереносим, к примеру, фильм знаменитого австрийца Ханеке "Забавные игры" - о том, как трое подростков унижают беззащитную интеллигентную семью. В тот же ряд я бы поставил очень сильный фильм "Побег из Москвабада". У нас много клянут "понаехавших". Из своих стран гастарбайтеров гонит к нам нужда. Но Москва их не считает за людей: что-то там подметают на улицах, что-то чистят и красят. Но вот их всех повыгоняли, и радости москвичей нет предела: снова стало грязно на улицах, и никто не скребет лед на тротуарах, и сорвать зло больше не на ком - срываем друг на друге. Тема мигрантов в российском кино звучит часто: напомню "Дом, милый дом" Александра Басова, получивший диплом жюри на VI фестивале "Дубль дв@", или новейший "Норвег" Алены Званцовой. И вот теперь предлагает изнутри увидеть жизнь гастарбайтеров фильм Дарьи Полторацкой. Его герой, таджик Хасан, сотрудничает с миграционной службой и работает наводчиком - представляясь "своим", стучится в подвалы, где обитают сородичи: ему откроют - и, отшвырнув Хасана в сторону, туда ворвутся люди в пятнистом, и - "упакуют сухофрукты". А Хасан все пытается униженно наладить отношения с коллегами, но в ответ слышит: "Ты, чурка, меня с собой не равняй - я русский, тут везде мой дом!". И это отдельная человеческая драма: Хасан теперь чужой и в Москве, и в своем Таджикистане - для сородичей он предатель. Такую мы умудрились создать систему, заставляющую хороших людей делать подлости - далеко не в первый и, боюсь, не в последний раз. Москва в фильме предстает сверкающим гигантом, ее огни обещают жизнь хмельную, красивую. Гигант равнодушен, он отделен от людей: эта Москва не знает и не хочет знать, что творится в ее подвалах, куда стекаются такие, как Хасан, искатели счастья. Его начальница - красотка Ласточкина - тоже из "понаехавших": мечтала о красивой столичной жизни, устроилась было в бордель, но потом выбилась в люди, полюбила офицера миграционной службы, стала его коллегой. Но Москва - "злой город". Как поет в финале картины один из "понаехавших" - любимый певец миллионов азербайджанец Муслим Магомаев, - "Лучший город земли". "Фильм сильный, фильм запредельно честный, фильм злой и фильм про добро. Нам всем нужна эта прививка от вируса "Москвабад"!" - написал после премьеры на выборгском фестивале "Окно в Европу" один из зрителей под ником "NapoleoN". Автор сценария, Юсуп Разыков, все эти человеческие беды знает не понаслышке. И это запоздалый дебют в большом кино режиссера Дарьи Полторацкой, до сих пор известной по телесериалам. Дебют уверенный, сильный, оставляющий в душе долгий след. В роли Ласточкиной - Мария Машкова, не только дочь Владимира Машкова, но и звезда многих сериалов ("Идеальный брак", "Любить нельзя ненавидеть"). Хасана замечательно - и тоже со знанием дела, а потому с горечью - сыграл артист из Узбекистана Джавахир Закиров, известный по фильмам "Бо Ба Бу", "Чудная долина", "Барон". Справка Режиссер Дарья Полторацкая окончила факультет журналистики МГУ, Строгановское художественное училище по специальности художник-монументалист, училась также во ВГИКе в режиссерской мастерской Геннадия Полоки и в Щукинском театральном училище на актерском курсе Юрия Любимова. Первые фильмы снимала для телевидения: сериалы "Талисман любви", "Не родись красивой", "Кружева", "Русский шоколад", "Любовь как любовь", "Мамочки", "Бывшая жена". "Побег из Москвабада" - первый полнометражный игровой фильм, снятый Полторацкой для кинотеатрального проката.