Настоящее и вымышленное в фильме-катастрофе "Экипаж"

В Москве, в кинотеатре "Октябрь", прошла премьера фильма "Экипаж" - он выходит в широкий прокат 21 апреля. Подобного по размаху кинособытия не было в России уже давно. Гости премьеры разошлись после показа - к часу ночи. Среди них были министр культуры РФ Владимир Мединский, директор Департамента кинематографии Министерства культуры Вячеслав Тельнов, глава Союза кинематографистов Никита Михалков, председатель комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин, заместитель Генерального директора ВГТРК Антон Златопольский (фильм представляет канал "Россия 1"), глава киностудии имени Горького Сергей Зернов, главный редактор канала "Культура" Сергей Шумаков, режиссеры Олег Табаков, Владимир Меньшов, Владимир Хотиненко, Валерий Тодоровский, Александр Митта, актеры Владимир Машков, Данила Козловский, Светлана Светличная, Надежда Михалкова, композиторы Игорь Крутой, Игорь Николаев и многие другие. Но одни из самых дорогих гостей премьеры - летчики "Оренбургских авиалиний" Константин Парикожа и Дмитрий Алкеев, которые совершили подвиг в Доминикане, посадив неисправный самолет, благодаря чему им удалось спасти сотни жизней. После фильма, во время которого в зале то и дело раздавались зрительские возгласы "Не может этого быть!", обозреватель "РГ" поговорила с летчиками и расспросила их - что правда, а что - нет, и каковы у них впечатления от премьеры. То, что мы видели на экране - насколько это было достоверно? Константин Парикожа: Какой момент вас интересует? "Дозаправки" людьми в воздухе. Мне казалось, что это было нереально. Может такое случиться хотя бы теоретически? Константин Парикожа: Тяжеловато, конечно, такое сделать. Дозаправка в воздухе существует и происходит таким же образом - самолеты выстраиваются "в хвост". Как правило - в армии и в военной авиации - на самолетах дальнего действия. У них есть такая, без посадки. А что касается людей... Дмитрий Алкеев: Думаю, если бы была тренировка - такое сделать бы смогли. А когда самолет взлетает из горящей точки на короткой взлетной полосе, что становится возможным только благодаря упавшей вышке с водой - такое реально? Дмитрий Алкеев: Это все абсолютно правильно. Согласен! Это самый правдоподобный момент в этом кино. Все мы помним, как, когда случилось извержение вулкана в Исландии, прекратили летать самолеты, потому что вулканический пепел, попавший в двигатель, приводит к катастрофе. А в фильме самолет с пеплом в двигателе летит и довольно долго. Дмитрий Алкеев: Бывает такое. От количества пепла зависит. В один двигатель попало много, он сразу выключился, а другой повредился, но продолжил работать. Когда вы посадили в Доминикане самолет и спасли жизни сотням пассажиров, эмоционально в реальности испытали что-то подобное тому, что играли актеры в фильме? Константин Парикожа: Конечно, напряжение было. Но у нас это происходило всего-навсего 20 минут. А в фильме - растянуто на два часа. В жизни происходила не такая масса событий, как с этим экипажем. Так что эти герои - намного героичнее, чем мы. У нас все было скоротечно и не так ярко и красочно. И вулкан не взорвался. Тем не менее, вы тоже чувствовали, что можете не долететь... Константин Парикожа: Мы были над аэропортом, рядышком. Дмитрий Алкеев: У нас коэффициент везения больше был. Но страшно, конечно, что и говорить. Включаются какие-то внутренние резервы, эмоции уходят на второй план и выполняешь то, что должен сделать. А стажеру в такой тяжелой ситуации могут доверить самолет с людьми? Константин Парикожа: А больше некому было доверять. Вы смотрели старый фильм "Экипаж"? Какой фильм вызвал более сильное чувство? Константин Парикожа: Конечно смотрел! Новый фильм более красочен и современен. Хотя сейчас у нас идет эпоха возвращения старого советского кино и играть нужно на высоком уровне, чтобы соответствовать ему. Дмитрий Алкеев: Вы знаете, как говорят: песни, которые в детстве услышал, дороже тех, что услышишь потом. Конечно, мне старый "Экипаж" ближе. Но эффекты и краски, которые я увидел в новом фильме, разумеется, впечатляют. Какие фильмы про свою профессию, кроме "Экипажа", вы любите? Я вспомнила недавний фильм "Елки", где самолет внезапно сажают на старую посадочную полосу, которая чудом сохранилась стараниями одного человека. И основано это на реальной истории. Константин Парикожа: Лучший авиационный фильм для меня это "Мимино". Думаю, многие со мной согласятся. Дмитрий Алкеев: "Иду на грозу", "Разрешите взлет", "Мимино" - отличные фильмы. Вот вы придете после премьеры домой, что расскажете своим близким? Дмитрий Алкеев (смеется): "Вы летчик?" "Иногда. Вообще-то - я эндокринолог" (цитата из фильма "Мимино" - Прим. С.А.). Константин Парикожа: Честно скажу, что мне фильм понравился, и я советую на него сходить. В любом случае все авиаторы пойдут на фильм - сто процентов. Хотя бы ради того, чтобы проверить его на подлинность: сказка - не сказка. Но это ведь не документальное кино и не основанное на реальных событиях. Надо от этого отталкиваться и понимать, что все-таки картину лучше оценивать комплексно. Тут много всего - и взаимоотношения, и чувства. И не надо делать упор на техническую сторону этого фильма. Она как фон идет. Это совершенно не главное в картине. И за это я благодарен создателям - мне, правда, фильм очень понравился. Когда будет встреча с авторами картины, что вы им скажете? Дмитрий Алкеев: "Спасибо!" Константин Парикожа: И выскажем благодарность за их мастерство и способность передать реалии нашей работы.

Настоящее и вымышленное в фильме-катастрофе "Экипаж"
© Российская Газета