Реставрация Цоя во всех смыслах

Творчество Виктора Цоя также не дает покоя музыкантам. На его песни сделано огромное количество ремейков и каверов. Их даже исполняли симфонические оркестры. Чем объясняется желание «отреставрировать» Цоя во всех смыслах? Общественная реакция — неоднозначная. Одни сравнивают реставрацию стены с уничтожением иконы, другие видят в этом возможность превратить развалюху, которая портит облик одной из главных улиц Москвы, в шедевр искусства. Похожие реакции вызывают и попытки осовременить творчество Цоя. Больше всего противоречивых оценок собирают каверы на песни группы «Кино» в исполнении симфонических оркестров. Под аранжировку попали и самые популярные — «Восьмиклассница» и «Группа крови». В последние годы музыку, написанную Цоем, которую в отличие от его текстов всегда считали довольно простой, исполняли камерный оркестр «Глобалис», симфонический оркестр Государственного Эрмитажа, национальный оркестр Украины и белорусский симфонический оркестр. Но каждый раз это вызывает бурную реакцию поклонников — от восхищения до протеста. Не разрушают ли эти кавер-версии особой атмосферы русского рока? И не убивает ли кавер самого оригинала? Ведь традиционная партия гитары, которая присутствует в любой рок-композиции, перекладывается для скрипки, виолончели, для духовых. На выходе — самостоятельное произведение. Впрочем, симфоническая аранжировка любой музыке придает еще большей глубины и шарма, считает музыкальный обозреватель газеты «Аргументы и факты» Владимир Полупанов. Владимир Полупанов музыкальный обозреватель газеты «Аргументы и факты» «Песни Цоя можно сыграть на гитаре, а можно с симфоническим оркестром, и это будет одинаково интересно. Эти песни сегодня по-прежнему звучат свежо, новаторски, и их можно как угодно аранжировать, и мне кажется для любой музыки симфоническая аранжировка придает еще больший шарм, еще большее удовольствие. Я недавно послушал Питера Гэбриела. Казалось, как же эту музыку можно взять и сделать симфонической. Это аранжировка добавила новых красок. Так же и песни Цоя, это абсолютно логичное решение, потому что песни Цоя оригинальны, уникальны и с симфонической аранжировкой звучат еще лучше». Оркестровые кавер-версии имеют практически все мировые рок-хиты. Все эти симфонические кавер-версии на песни популярных рок-групп нельзя назвать новым трендом, говорит музыкальный критик Андрей Бухарин. Андрей Бухарин музыкальный критик «Сказать, что это какой-то особенный тренд, я не могу. Контакт между популярной музыкой и музыкой академической идет издавна. Это все начиналось, когда рок-группы начали играть с симфоническими оркестрами. От «Би-2» до «Металлики». Вот это была какая-то мода, а сейчас, когда уже сами оркестры делают каверы популярных песен — да, наверное, в последние годы есть такая практика». Практика оказалась популярной. Камерная группа симфонического оркестра «Резонанс» организовала целую концертную программу исключительно из аранжировок на мировые рок-хиты. В репертуаре – Metallica, Deep Purple, Pink Floyd, Rolling Stones, Queen и еще с десяток именитых рок-групп. Из современных – System Of a Down и Rammstein. И с такими концертами «Резонанс» гастролирует по миру, собирая полные залы. Сочетание классики и рока — это популярный коммерчески выгодный ход, говорит музыкальный критик Михаил Марголис. Михаил Марголис музыкальный критик «Это достаточно лакомые для афиши коммерческие ходы, которые позволяют привлечь ту публику, которая в меньшей степени пришла бы на чистый рок-концерт и совсем не ту публику, которая ходит на классические концерты, то есть это как раз то «среднее звено», массовый зритель. Такая вот удобная рафинированная форма для хорошего времяпрепровождения». Кто-то, конечно, может назвать это и спекуляцией. Когда проще продать старое, чем сделать новое. Но, с другой стороны, есть возможность еще раз напомнить о тех, кто вписал рок в мировую историю.

Реставрация Цоя во всех смыслах
© BFM.RU