На фестивале "Литература в кино" игровые фильмы лишили главного приза
В Гатчине завершился XXII Российский кинофестиваль «Литература и кино». В год, провозглашенный Годом российского кино, игровым картинам было отказано в праве на главный приз. Такого в истории гатчинского фестиваля за двадцать с лишним лет еще не было. Но так решило жюри под руководством кинорежиссера Сергея Урсуляка – автора таких картин как «Ликвидация», «Жизнь и судьба», «Тихий Дон», «Летние люди» и «Долгое прощание». Перед церемонией закрытия директор кинофестиваля Анна Моденова привела цифры: за семь дней состоялось более 50 показов, 35 творческих встреч с писателями, актерами и режиссерами, а посетили эти мероприятия более 13 тысяч зрителей. Жюри было нелегко: пришлось посмотреть 24 игровые и неигровые картины. После чего сложилось единогласное мнение: фестиваль стал зеркальным отражением того, что происходит в российском кинематографе. Было отмечено падение общего уровня игровых картин и появление ярких работ в документалистике, которую почти не видят зрители. Обычно Гран-при «Гранатовый браслет» получала игровая картина, но теперь главная награда досталась документальной ленте «Наум Коржавин. Время дано…», посвященной 90-летию героя фильма. Недавно ему присуждена премия «Поэт года», и остается только гадать, приедет ли живущий в США Коржавин за ней в Россию. Павел Мирзоев уже показывал на Гатчинском кинофестивале картину о Коржавине – «Эмка Мандель с Колборн Роуд, 28». Его новый фильм начинается с того, как Коржавин впервые вернулся в Россию после того, как вынужден был покинуть СССР. В 90-е он приезжал каждый год, но потом все реже - здоровье подводило. Он настолько неординарный и колоритный человек, обладающий еще и удивительной киногенией, что достаточно одного его присутствия в кадре, и ты уже не можешь оторваться от происходящего на экране. Коржавин родился в Киеве и теперь говорит: «Я родился от киевского ветра». Он видел на улицах родного города умирающих от голода людей, а в 1944-м приехал в Москву. Вспоминает, как не понимал Пастернака, а потом он из него «попер». Наум Коржавин говорит о впечатлениях жизни, ее мгновениях – и это настолько самоценно, а Павел Мирзоев умеет их с точностью передать. Приз за режиссуру присужден Ирине Евтеевой за анимационно-игровую картину «Арвентур» с формулировкой «за умение сделать иллюзию фактом искусства сегодняшнего дня». Поставлена она по мотивам рассказа Александра Грина и даосской притче, сделано в фирменной технике Ирины Евтеевой: сначала снимаются актеры, а потом года три режиссер их в одиночку разрисовывает. Приз жюри имени композитора Андрея Петрова заочно получил швейцарский композитор Николя Рабеюс за лучшую музыку к фильму «Синдром Петрушки» живущей с детских лет в Швейцарии Елены Хазановой. Поставлена картина по книге Дины Рубиной. А музыку отметили за совпадение с настроением мира этого автора. «За счастливое слияние живописности и точности камеры» присужден приз имени Андрея Москвина за лучшую операторскую работу литовскому оператору Римвидасу Лейпусу, снявшему фильм «Песнь песней» Евы Нейман, живущей в Германии. Картина с участием российских актеров снята на русском языке по произведениям Шолом-Алейхема, а произведена Украиной. Дебютный фильм Виктора Демента «Находка» по прозе Владимира Тендрякова отмечен за актерские работы. Награды получили Алексей Гуськов и Анастасия Шевелева. С этой ролью Алексей уже номинировался на престижный азиатский «Оскар, вручавшийся в Австралии. Он - наш Леонардо Ди Каприо, тот же «выживший», но в других обстоятельствах не компьютерной, а настоящей тайги, снятой, правда, не в Сибири, а в Финляндии. И это тоже нетривиальный ход со стороны жюри – наградить именно этих актеров. «Находка» награждена «за талантливое воплощение трагических ситуаций жизни и воспоминание о великой советской литературе» главным призом читательского жюри, состоящего из библиотекарей Гатчины. А руководит ими на фестивале писатель Сергей Есин. Поскольку приз за лучший игровой фильм жюри решило не присуждать, то богато были отмечены неигровые фильмы. При этом в состав жюри входила только одна представительница документального цеха – оператор и режиссер Ирина Уральская. Призы за лучший неигровой фильм получили «Маленький принц» Ольги Привольновой (его отметила традиционным «Слоном» еще и Гильдия киноведов и кинокритиков РФ) и «Читай, читай» Евгения Коряковского – за оригинальность идеи и изысканность формы. Раньше таких фильмов на фестивале не было. Это вообще новая реальность современного кино. Ученица Марины Разбежкиной Ольга Привольнова рассказала о том, как одна семья в течение двух лет экранизировала произведение Экзюпери - «странная семья» как говорит героиня фильма, где папа сам по себе: ему негде жить, но пока он живет с детьми и их матерью, которые мечтают накопить денег на жилье для него. Жизнь такая, какая есть. Ничего придуманного и надуманного. Это не череда документов и «говорящих голов» на экране, рассказывающих о том, где родился, жил и умер какой-нибудь известный писатель. Фильм Евгения Коряковского тоже необычный. Представители новой драмы записывают на свой лад услышанные от разных людей истории, а потом их герои принимают или нет то, что из этого получилось. За выбор героя и героини, отражающих эпоху, дипломы жюри достались опять-таки неигровым фильмам «Ройзман. Невыдуманное» Дарьи Иванковой о мэре Екатеринбурга, который был поэтом в прежней жизни и продолжает им оставаться в новых обстоятельствах жизни, и «Долгое время» Дмитрия Иосифова. Ребенком Дмитрий сыграл Буратино в фильмах Леонида Нечаева. Потом не так часто появлялся в кино, а недавно снял сериал «Уходящая натура», который все сравнивали с «Оттепелью». На фестивале показали его большую документальную ленту (ее хронометраж – 1 час 47 минут) про дочь Павла Бажова и жену Тимура Гайдара. На экране почти полтора часа мы видим только эту удивительную женщину, но оторваться от нее невозможно – такая она самобытная, такую удивительную жизнь прожила. Приз зрительский симпатий им. Клары Лучко получил игровой фильм «Память осени» Андрея Соколова, который лично получал награду.