Войти в почту

Мы летим, ковыляя во мгле

Сценарий к "Экипажу" 1979 года писали замечательные кинодраматурги Юлий Дунский и Валерий Фрид. Они вместе с режиссером Александром Миттой сделали идеальное зрительское кино, упихнув в него все: секс (добрачный), очень эмоциональный развод (хорошего человека со стервой), аборт (несостоявшийся), измены, соперничество влюбленных женщин, материнскую ревность, страдания ребенка. Там есть три (!) истории про то, как уравновешенные мужчины сталкиваются с нервными, порывистыми, в сердцах готовыми на что угодно женщинами: история пилота Тимченко и его дочки, история пилота Ненарокова и его жены, история бортинженера Скворцова и его бывшей, брошенной девушки из Ленинграда. И после вот этой мелодрамы мелодрамовны вдруг - море огня и масса саспенса. Советского зрителя накрыла волна свежести. Бытовые-то мелодрамы он видел, да только на фоне "Экипажа" они вдруг показались пресными (и таких эротических сцен там не было), а уж с настоящим фильмом-катастрофой точно столкнулся в первый раз. И что интересно: Митта снимал эту катастрофу на скромном бюджете, преодолевая множество трудностей - а в результате у него в фильме есть ровно два плохих кадра, когда заметно, что он работал с макетами. Два кадра, пять секунд на час экранного времени - и это захватывающий час! Фильму Митты 37 лет, но он свежий, как черт, живой и бодающийся, и его можно пересматривать каждый год; там каждая сцена все еще работает. А про фильм Николая Лебедева "Экипаж" (где катастрофа снята за большие деньги) хочется - просто ради справедливости - сказать, что Владимир Машков и Данила Козловский по-своему эффектны, да что уж там, просто хороши. И да, это технически качественная работа. Просто тем, кто любит и помнит оригинальный "Экипаж", она ни к чему. Фрид, Дунский и Митта всю дорогу старались изобрести максимально яркие, простые и точные решения. Сценаристы нового "Экипажа" пытаются как бы переосмыслить оригинал, а переосмысляют они следующим образом. Была у героя строптивая дочь? ОК, будет сын-хулиган. Ага, уже есть новизна, поехали дальше! Был какой-то еще второй пилот? А может, ну его? Все же помнят в основном, как самолет взлетает? И выбрасывают грандиозную линию летчика Ненарокова, и его жены-стервы, и их несчастного сына-заики, и "Какой я тебе дядя? Я твой папа" - все, подчистую. Зато заполняют кадр толпой хороших актеров (Сергей Шакуров, Елена Яковлева, Катерина Шпица, Ирина Пегова) в очень так себе прописанных ролях второго плана. А потом утверждают, что их фильм - вообще ни на секунду не римейк картины Митты, а совершенно оригинальное и самостоятельное произведение. А Митта при этом на все их благословляет и снимается в эпизоде (мир полон чудес). Нынешний зритель давно объелся спецэффектами и фильмами-катастрофами (вспомните хоть "2012" Роланда Эммериха - там Йеллоустонский супервулкан извергается так, что, казалось бы, Александру Митте остается лишь достать платочек и зарыдать). Но не количеством извержений, землетрясений и лавы определяется качество фильма, а степенью увлеченности зрителя; в старом фильме она была высочайшей, а в новом, по-моему, очень низка. Николай Лебедев, автор симпатичной и очень популярной "Легенды № 17", клянется, что "Экипаж" Митты - с детства его любимый фильм, из-за него-то он и решил стать режиссером, еще в школе придумывая сценарии и раскадровки фильмов-катастроф. Можно предположить, что школьника куда больше интересовала катастрофа, чем мелодрама, - и что именно поэтому так отчаянно слаб первый час нового "Экипажа". А на втором, как бы зрелищном часу, когда герои, так и не ставшие тебе по-настоящему близкими или хотя бы интересными, пытаются сначала поднять, а потом посадить самолет, объявляется грозная тень Эммериха - а равно и тень старого "Экипажа" - и тут Лебедеву, увы, пора доставать платочек. Конечно, я говорю про свою реакцию. Я слышал уже много доброжелательных и даже восторженных откликов, причем от критиков, которых уважаю - только понять их я не могу. Митта в своей книге "Кино между адом и раем" пишет: "Форма драмы складывается не из «формул», а из любви, волнений, ярости и сути". Перечисляет ровно то, с чем большие проблемы у лебедевского "не-римейка". В нем никого не жалко, никого: дежа вю, в буквальном значении "уже увиденное". Причем увиденное в гораздо лучшем исполнении. Секса не будет Хотя авторы "Экипажа" утверждают, что их фильм - не римейк фильма Митты, множество параллелей не заметить невозможно. Поэтому все-таки сравним героев и пару ключевых сцен. Пожилой, опытный летчик Тимченко (Георгий Жженов) Ответственный, серьезный, но при этом мягкий, добрый и справедливый человек. В Георгии Жженове - море обаяния, он способен с помощью одной только ласки втолковать кому угодно что угодно. При этом он - по-настоящему гениальный пилот, способный совершить чудо. Зинченко (Владимир Машков) Кажется, авторы решили пойти от противного: новый герой - строгий, исключительно жесткий, суровый, напряженный. На самом деле Зинченко просто любит дисциплину и мучительно переживает, когда что-то происходит неправильно. Не упуская ни одного шанса прижучить своего молодого коллегу Гущина, он все же справедлив и признает его талант ("у нас - руки, а у него - крылья!") Молодой герой Скворцов (Леонид Филатов) По советским меркам - идеальный жених: большая квартира в центре, машина, свободные английский и французский языки, регулярные визиты в Париж. Все это позволяет ему регулярно заниматься любимым делом, а именно с упоением кобелировать. Яркая (в буквальном смысле) и трогательная (с сегодняшней точки зрения) деталь: у него дома есть т.н. цветомузыка, которая действует на девиц парализующе. При этом вести себя с женщинами Скворцов не умеет. И когда он сталкивается с настоящей любовью в виде Тамары (Александра Яковлева), ему приходится резко поумнеть и изменить поведение. Гущин (Данила Козловский) Честный, принципиальный, смелый - за это и выгнан из военной авиации. При помощи папы-конструктора (Сергей Шакуров), тоже болезненно принципиального и весьма сурового, ему удается устроиться в гражданскую авиацию - и попасть под начало Зинченко. Он не то чтобы монах, но и отнюдь не бабник. Данила Козловский, "первый любовник" и один из лучших актеров современного российского кино, говорит: «Экипаж» Александра Наумовича Митты я, каюсь, не смотрел и перед съемками пробел не восполнял специально: не хотел попадать ни в какую зависимость от фильма". Девушка Тамара (Александра Яковлева) Мечтала стать актрисой, но стала бортпроводницей. Образованна (прилично знает английский), умна, раскованна (легко соглашается на "свободную любовь", которую предлагает герой Филатова), но предпочитает все-таки, как почти каждая женщина, любить до гроба. Александра Яковлева - одно из самых приятных открытий фильма Митты: свежее лицо, красивая девушка - и при этом явно талантливая. Увы, Яковлева ушла из кино в 1993-м, через 14 лет после дебюта в первом "Экипаже". И только сейчас вернулась в маленькой роли во втором. Александра (Агне Грудите) Уже не стюардесса, а пилот, причем крайне добросовестный. Выглядит скорее холодной и неприступной (и на красавца Козловского смотрит с легким высокомерием), но способна на искреннее чувство. Литовка Агне Грудите - не дебютант в кино: в частности, она известна по сериалу "Нюхач-2". Она старше Александры Яковлевой: той на момент съемок был 21 год, а Грудите - 29. В силу того, что по-русски актриса говорит с акцентом, ее дублировала Ирина Лачина (кстати, появляющаяся в "Экипаже" в роли второго плана). Эротическая сцена Сенсационный для советского кино долгий эпизод, в котором Скворцов и Тамара голые валяются в кровати и шепчут друг другу нежности. Подумать только, в кадре даже отчетливо видна грудь Александры Яковлевой! Дети до 16 на фильм не допускались (но прорывались всеми правдами и неправдами). Несколько секунд объятий и поцелуев. А больше нельзя - продюсеры решили делать фильм с рейтингом 6+, чтобы зрители водили в кино детей (это значит - больше проданных билетов и больше денег). Как результат - в любом клипе условного Димы Билана эротики больше. Катастрофа В вымышленном городе нефтяников Бидри происходит землетрясение, с гор несется селевой поток, на взлетно-посадочную полосу льется горящая нефть. Зачем, казалось бы, размещать нефтеперерабатывающий завод высоко в горах - ведь нефть добывают из-под земли? К облегчению Митты, мало кто из зрителей обратил внимание на эту вольность - как и на то, что самолет, если присмотреться, вдуматься и засечь время, пробегает по полосе километров 20 перед тем, как взлететь. А гора, учитывая скорость огненного потока, должна быть высотой километров в 15. Извержение вулкана и землетрясение на вымышленном острове Канвуу в Тихом океане. На ВПП ползет лава, что, конечно, куда логичнее, чем льющаяся со скал нефть у Митты. Как и в случае с первым "Экипажем", были использованы старые, списанные самолеты (Лебедев: "Самолет сгорает быстро, буквально за 10-15 минут выгорает дотла, поэтому и снимать надо четко и быстро. При этом рядом стояли действующие воздушные судна - их ни в коем случае нельзя было повредить"). Однако съемки прошли на удивление гладко.

Мы летим, ковыляя во мгле
© Комсомольская правда