Омск знаменит не только дорогами
Есть ощущение, что он прочно становится на ноги. Как его программный директор, я ощущаю это по тому количеству предложений, которое мы (вместе с президентом феста Артемом Михалковым и генпродюсером Полиной Зуевой) получили при подготовке к этой редакции фестиваля. Только официально, на сайт, поступило 198 заявок на рассмотрение игровых, документальных, короткометражных, телевизионных лент. Едва ли не столько же пришло по другим каналам - от фестивальных агентов, сэйлз-агентов, телекомпаний, самих кинематографистов, даже из социальных сетей. Все это свидетельствует об огромном росте интереса к фестивалю, и это очень приятно. С другой стороны, нельзя не заметить, что количественный рост производства независимого российского кино не привел пока к росту качественному. Как результат, 4-я редакция фестиваля "Движение" отличается большей компактностью. Мы покажем только те фильмы, которые — нравятся они нам или не нравятся — несут на себе некий вектор развития отечественного кино. В качестве действующего кинокритика я бываю на всех ведущих мировых кинофорумах, и ответственно заявляю, что практически не бывает фестивалей без большого, иногда превалирующего количества балласта. На «Движении» в этом году балласта не будет. Основными паролями феста были и остаются мультиформатность, открытость и мобильность: кино, откликающееся на происходящие здесь и сейчас события, по-прежнему в приоритете. В основной конкурс «Движение. Вперед» в этом году попали картины, рассказывающие исключительно о сегодняшнем дне, пытающиеся как-то его осмыслить и, по-моему, едва ли не впервые за долгие годы нащупавшие новый язык для описания новой реальности. Как, например, «Аномия» Владимира Козлова, «Дачники» Александра Вартанова или «Арбузные корки» Бориса Гуца, по-разному, но довольно безжалостно осмысляющие существование наших современников, которое так и тянет назвать бесцельным и бездуховным. Что уж говорить о конкурсной программе документалистики «Движение. Жизнь»! Призвание режиссеров-документалистов - фиксировать и осмыслять для нас часто неуловимую, ускользающую «современность». Впрочем, в этом году секция объединит фильмы, рассказывающие о жизни — иногда самой повседневной, иногда невероятно драматичной - «от первого лица», в форме интимных видеодневников («Одна такая» Светланы Прокудиной, «Святый Боже» Владлены Санду), с лентами, предъявляющими, совершенно другой, более фольклорный, мифологический подход («Русские сказки» Саши Горчилина, «Бог Дьесегей» Сергея Потапова). Год за годом фестиваль дает возможность российскому киномейнстриму подзарядиться новой энергией, а носителям последней — попытаться влиться в индустриальный мейнстрим. Сводит на своей очень неформальной площадке ведущих кинематографистов и совсем еще начинающих. Вводит в порядком замыленный контекст российского кино новые режиссерские, операторские, актерские, продюсерские имена, поддерживает все новое и «неформатное», привлекая внимание к фильмам, которые без наших усилий не прозвучали бы. Поэтому так важно и почетно для нас то, что в этом году в официальную программу Берлинского кинофестиваля, причем едва ли не в самую интересную ее часть - поисковый, экспериментальный "Форум" — вошла картина молодого режиссера Даниила Зинченко "Эликсир", чья национальная премьера состоялась в прошлом году в конкурсе кинофестиваля "Движение". Факт отбора в Берлин говорит о том, что из России мировому актуальному кинопроцессу интересна прежде всего такая вопиющая дикость и оригинальность. Именно такие фильмы и дальше будет пестовать и пропагандировать кинофестиваль «Движение».