Войти в почту

Мосты без проектов, кино без сценария

Общее место: в российском кино завались хороших актеров, операторов, прекрасно вооруженных профессионалов, способных воплотить любую техническую задачу. Есть даже некоторое количество режиссеров, гораздых - хуже или лучше - перенести на экран чьи-то идеи. Не хватает самих идей. Не хватает осмысления жизни, ярких драматургических образов. Не хватает хороших сценариев. Но есть ли на них заказ у самих сегодняшних зрителей, у самой российской киноиндустрии? Советское кино, как, между прочим, и голливудское, построено на томиках сценариев потрясающе талантливых и профессиональных кинописателей. Габрилович, Каплер, Ежов, Гребнев, Брагинский, Дунский, Фрид, Володарский, Бородянский, Черных, Ибрагимбеков - эти люди во многом "сделали" классику отечественного кино. Глупо доказывать краеугольную важность сценария в кино. Для этого достаточно проследить, что происходит с хорошим режиссером, когда он остается без «своего» сценариста. Примерам нет числа — от поздних фильмов Эльдара Рязанова по сценариям, написанным без Эмиля Брагинского, до красноречивого молчания Вадима Абдрашитова в связи с переквалификацией Александра Миндадзе из сценариста в великолепного кинорежиссера. В современном кино писатели вроде Миндадзе как бы и не нужны. Их, за парой исключений, в общем, уже и не осталось. Избавляясь от рудиментов «литературщины», современные российские сценаристы пишут сценарии «лесенкой», как в Голливуде — правда, на Голливуд наша киноиндустрия по-прежнему мало похожа, и хороших сценарных идей кот наплакал. Не считать же таковой бесконечную перелицовку успешных советских брэндов. Даже самые высокооплачиваемые наши сценаристы способны, кажется, только на это. Последний пример - «Экипаж» Николая Лебедева. Сценарий - явно не лучшая составляющая этого, без сомнения, главного и лучшего отечественного блокбастера (со времен предыдущего блокбастера Лебедева). От него навязчивый мелодраматизм всех без исключения сюжетных линий, и схематизм характеров, и абсолютно беззастенчивая «педаль». Однако при всем этом совершенно очевидно, что над сценарием «Экипажа» усиленно работали (возможно даже чересчур «усиленно», поскольку на экране заметен этот «мозговой штурм»), а за это, по нынешним временам, уже нужно сказать спасибо. Не раз приходилось слышать от известных режиссеров, запускающихся с сырым сценарием: «На съемках доделаем!». Это примерно то же самое, что начинать строить мост с сырым проектом моста: может, упадет, а может, и нет. Нормальное российское «авось». Стоит ли удивляться, что рухнули практически все российские блокбастеры? Кропотливо работать над сценарием, как над проектом моста, конечно, скучно и неинтересно. Но голливудский сценарист Пэдди Чаефски, например, честно предупреждал: «Помните, что занимаетесь не искусством, а упорным трудом». «Трудом» заниматься неинтересно, в отличие от «творчества». С другой стороны, расцветающая на наших глазах отечественная индустрия телесериалов востребует именно «труд» - неблагодарный труд сценаристов. Можно спорить, насколько он вдохновенный и оригинальный, хотя и сценаристы «Экипажа» ни вдохновением, ни оригинальностью не поразили. Ясно одно: драматургическая основа лучших телефильмов сегодня производит впечатление большей "сделанности", чем образцы "большого кино", снимающиеся как будто вообще без сценариев. Авторы лучших новых российских сериалов — от «Оттепели» до «Города», нового телесериала Дмитрия Константинова, и новейших проектов ТНТ - конструируют свои миры, рассказывают разветвленные, сложные истории, возвращая нам и забытую в "большом кино" романную форму, и традиции отечественного экрана.

Мосты без проектов, кино без сценария
© Комсомольская правда