Войти в почту

"Экипаж" к полету готов. Реплика Андрея Норкина

Когда я был мальчишкой, мы с друзьями постоянно пересказывали друг другу содержание фильмов, которые удавалось посмотреть каждому из нас. На особенно интересное кино было принято ходить по нескольку раз, но желание смотреть хорошие фильмы и делиться впечатлениями от них с каждым просмотром только усиливалось. Конечно, понятие "хороший фильм" для советских школьников, наверное, отличалось от того, что вкладывают в него сегодня профессиональные критики. Если они, конечно, вообще признают такую дилетантскую оценку: хороший фильм. Но я, слава Богу, не кинокритик. Более того, сейчас я снова ощущаю себя тем мальчишкой, который спешит к своим приятелям, чтобы рассказать им, какое кино он посмотрел. Причем, уже целых два раза! Содержание фильма Николая Лебедева "Экипаж", который вышел в отечественный прокат неделю назад, я, разумеется, пересказывать не буду. Но то, что я уже дважды за эту неделю смотрел его в кинотеатре, – чистая правда. Подобного желания – пойти на только что увиденный фильм снова – у меня не возникало уже лет тридцать, а может быть, и больше. Кроме того, должен сказать, что довольно скептически отношусь к современному российскому кинематографу, потому что те хорошие фильмы моего детства куда-то исчезли, а их место заняли какие-то движущиеся картинки, на которых кривляющиеся люди пытаются разыгрывать какие-то банальности, имеющие одинаково далекое отношение как к реальной жизни, так и к искусству. Исключения, конечно, встречаются, но их крайне мало, ведь на то они и исключения. И "Экипаж" — в их числе. Я бы советовал тем, кто захочет посмотреть этот фильм, постараться избежать трех ошибок. Первая: в данном случае не стоит бояться слова "ремейк". Вообще, ремейки советских фильмов, снятые в последние годы, в подавляющем большинстве – настоящее культурное преступление, то, что, говоря современным сленгом, хочется немедленно развидеть. Так вот, новый "Экипаж" — это не ремейк в обычном понимании. Это другое кино с другими персонажами, другими взаимоотношениями, другими конфликтами, в том числе, конфликтами, скажем так, с системой: потому что в советском кино это было просто невозможно из-за цензурных ограничений. Ну, и естественно, с совершенно другим уровнем спецэффектов. Из этого тезиса вытекает мой второй совет: не стоит обвинять режиссера в копировании голливудских приемов. Нет ничего плохого в том, чтобы брать на вооружение передовую технологию, главное, знать, как ее эффективно применить в наших условиях и где вовремя остановиться. На мой взгляд, авторам фильма это вполне удалось, а обвинения в подражании мне кажутся неуместными. Ведь, как вполне справедливо отметил кто-то из встреченных мною в социальных сетях комментаторов, вся современная драматургия копирует приемы древнегреческих авторов. Наконец, третья гипотетическая ошибка, от которой я хотел бы вас, по возможности, оградить: не нужно сравнивать фильм Николая Лебедева и фильм Александра Митты, чтобы решить, какой из них лучше. Не нужно выискивать огрехи в актерской игре, чтобы потом позлорадствовать, вот, мол, были люди в наше время. Не нужно сопоставлять сценарии двух этих кинолент, подсчитывая процентное соотношение разговорных сцен и экшн-эпизодов. Хотя, если вы знаете и любите фильм 1979 года, то найдете множество цитат и образов, которые отдают дань уважения советской картине. Начиная от того, что в одном из эпизодов можно увидеть легендарный хвост, отвалившийся от самолета при аварийной посадке, до появления в кадре самого Александра Наумовича Митты в крошечной, но очень смешной роли. Но все, что я сказал, касается того, что не надо делать потенциальному зрителю нового "Экипажа". А что надо? Во-первых, нужно, конечно, пойти и посмотреть это кино. А, во-вторых, получить удовольствие от рассказанной истории настоящих мужчин и женщин, настоящих людей, остающихся людьми не только в условиях страшной природной катастрофы, но и в повседневности, которая иногда бывает не менее ужасной в своих проявлениях. Человеческое мужество заключается не в одной лишь готовности спасти оказавшегося на грани гибели друга или незнакомца. Оно живет в постоянной способности защитить свою и чужую честь, не дать подлецу и трусу диктовать всем остальным свои условия и навязывать свои правила. Настоящее человеческое мужество означает умение любить: любить своих близких, потому что мы не знаем, как долго они будут находиться рядом с нами; и любить далеких от вас людей, потому что они в любой момент могут оказаться с вами в одной лодке. Нынешний год объявлен в нашей стране Годом российского кино. Я не думаю, что уже ближайшие месяцы принесут нам сплошь удачные работы отечественных кинематографистов, но у меня появилась робкая надежда. Я уже начинаю верить, что лайнер российского кино сможет преодолеть еще не одну тысячу миль. По крайней мере, "Экипаж" к полету уже готов.

"Экипаж" к полету готов. Реплика Андрея Норкина
© Вести.Ru