«Эликсир»: незаслуженно проигнорированный российский кинодебют 

«Эликсир»: незаслуженно проигнорированный российский кинодебют
Фото: Российская Газета
Весьма скромным оказался прокат дебютной картины молодого российского режиссера и сценариста «Эликсир». И это, с одной стороны, нисколько не удивляет — картина явно далека от того, чтобы претендовать на внимание широкой публики. С другой — очень жаль, что и категорией зрителя, на которую он рассчитан, фильм остался почти незамеченным (хотя, между прочим, был отобран на «Берлинале»).
Ведь мы так часто привыкли слышать сетования (зачастую — вполне справедливые) отечественных любителей авторского кино на нехватку качественной и глубокой продукции, способной разбавить засилье на зрелищных, но пустых блокбастеров, тупых комедий и претенциозной халтуры. И вот, когда такой фильм наконец появляется, на него мало кто обращает внимание.
Хотя мы имеем дело с художником, способным встать в один ряд с творческим союзом и  — неслучайно их работы всплывают в памяти при просмотре «Эликсира». И это, конечно, далеко не единственная кинематографическая ассоциация — разными способами Зинченко заставляет вспомнить (порой — невольно) как о великой классике Тарковского, так и о более поздних шедеврах — например, об «Окраине» Петра Луцика. Вообще его художественный арсенал весьма богат. Есть здесь и почти «хлебниковская» поэзия, и прямые отсылки к Брейгелю, и многое, многое другое.
В своей светло-печальной ленте Зинченко воспроизвел сказочную русскую вселенную, населив его родными архетипами. Визуальный ряд отличается созерцательной статичностью, повествование — неторопливостью, сюжет — сюрреалистичностью. В результате возникает завораживающее магическое пространство, находящееся в особых отношениях со временем, сильно уступающим ему в правах, и даже со смертью.
Вековая русская мифология и проросшая в нее корнями христианская традиция, вступая в симбиоз с мощными советскими символами, формируют нечто, стремящееся в бесконечный космос, непостижимым образом реализуя фантастическую утопию и диалектически совмещая мамлеевскую Вечную Россию с прикладной эсхатологией в самых диковинных ее проявлениях.
Темные силы, вмешивающиеся в этот удивительный зацикленный на самом себе мир (в данном случае — циничные облеченные властью дельцы, из-за нефти способные покуситься даже на Спасителя), безусловно, в состоянии причинить много зла его обитателям. Но им не под силу уничтожить феномен русского бытия, возвышающийся над формальными разногласиями его мечущихся обитателей. Во всяком случае, Зинченко, похоже, склоняется к этому. Хочется верить, что он не ошибается.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram telegram.me/cinemacracy
Видео дня. Как немецкая фамилия разрушила карьеру советского артиста
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео