Время собирать Канны
По официальным данным бюджет фестиваля составляет около 20 млн. Половина этих средств поступает из государственных фондов через Министерство культуры , из бюджета Канн и от органов местного самоуправления. Дополнительное финансирование складывается из поступлений от профессиональных союзов, различных учреждений и частных компаний – официальных партнеров фестиваля. Однако круговорот денег вокруг кинособытия гораздо масштабнее. В ице-мэр Канн Фрэнк Чикли в одном из интервью говорил, что «если учитывать все факторы, в том числе и приток туристов в дни фестиваля, то ежегодно он приносит в общей сложности около 825 млн». Кроме того, о бъем сделок на Каннском кинорынке оценивается в сумму от $800 млн до $1 млрд. Колоссальные деньги также вращаются в рекламе, маркетинге и индустрии развлечений. Кинорыночные отношения Кроме кинопоказов во время фестиваля работает кинорынок, который располагается внутри Дворца фестивалей, а представительства стран -- в павильонах на набережной в так называемой Village International. Стенды и оборудование сдаются в аренду. Например, Великобритания тратит на свой павильон примерно 1 млн фунтов. Бюджет российского павильона почти в 4 раза меньше. По словам главы Роскино Екатерины Мцитуридзе расходы на аренду, застройку, техническое оснащение павильона, логистику, организацию конференций, полиграфию, и т.д. — составляет примерно €300 000. Бюджет стенда на кинорынке, где сидят российские продавцы контента, при минимальном количестве наружной рекламы и рекламы в индустриальной прессе, составляет около €170 000. Больше €50 000 — это аренда, чуть дороже застройка и столько же — реклама, по каннским меркам — минимальная». Большой объем прибыли рынка — это показы фильмов для байеров или так называемые скрининги. Для этих целей предназначены 35 залов различной вместимости ( от 19 до 320 мест) и с тоимости (от 367 до 2040 за два часа). В каждый из 10 дней киносмотра проходит 210 показов. Если умножить эту цифру на среднюю стоимость аренды зала, получится, что на скринингах кинорынок зарабатывает €2,1 млн. За обеспечение стендов и павильонов высокоскоростным интернетом, исходя из прайс-листов (есть в распоряжении Forbes), кинорынок получает порядка 400 000. С участников фестиваля взымаются всевозможные небольшие суммы, которые в итоге превращаются в солидные цифры. Например, регистрация коротких фильмов на Short Film Corner стоит 85 за штуку, а их около 1 500. Итого еще 127 500 в копилку кинофестиваля. И это только в одной маленькой секции. Немалые доходы приносит и реклама кинопродукции. Вот выдержки из прайс-листа: размещение в путеводителе по кинорынку 2950, на карте стендов 5100, в буклете в кинорыночной сумке 4500; рекламные панели в кинорыночной зоне 8000, брендирование ступеней на лестницах от €8000, на фасаде дворца фестивалей со стороны моря 12 500. Если учесть количество аккредитованых участников (в прошлом году это 11 554 человек, 1834 байера и 5055 компаний) и умножить на среднюю стоимость аккредитации (их цена варьируется от €200 до €400), получится, что за один допуск на кинорынок фестиваль взымает €3 млн. Впрочем, для участников эти затраты окупаются слихвой. Оборот сделок на кинорынке оценивается в сумму от 800 млн до 1 млрд. По данным 2014 года, росиийского кино в Канне было продано на 1,5 млн. В прошлом году по словам Екатерины Мцитуридзе, продажи составили €8 млн. Директор группы Planeta Inform Дмитрий Литвинов, не первый год занимающийся продажами кино в Канне, не назвал конкретную стоимость картин, сославшись на коммерческую тайну, однако обозначил их цены по жанрам. По его словам российские «фильмы-катастрофы» и «фантастика» продаются за 700 000 – 1 млн, анимация 3D стоит около 3 млн, боевики приносят до 300 000». Недорогие гости В тратах, связанных с приглашением участников фестиваля, организаторы не слишком расточительны. «Чем важнее фестиваль, тем меньше он тратит на гостей», замечает Александр Роднянский, продюсер фильма «Левиафан», получившего на фестивале 2014 года приз за лучший сценарий. «Канн подчеркнуто ориентирован на авторов и приглашает на фестиваль режиссеров и главных актеров на три дня и оплачивает проживание в отеле уровня Martinez или Majestic (более Forbes). Насколько я помню, даже билеты они не оплачивают, но зато предоставляют большое количество аккредитаций», говорит продюсер. Выпускница Высших курсов сценаристов и режиссеров Мария Гуськова, чей фильм «Возвращение Эркина» был включен в прошлом году в программу короткометражных работ Cinéfondation, рассказывала, что фестиваль дает режиссеру €100 на еду и оплачивает четыре дня проживания в скромном отеле, либо возмещает €200, если режиссер находит себе жилье самостоятельно. Любопытно, что победителям конкурса кроме почета и признания, полагается и денежное вознаграждение. Как утверждает один из профессиональных кинематографических сайтов, размер первой премии составляет €15000, второй премии — $11250, и третьей премии — €7500. Обладателю первой премии программы Cinéfondation гарантируется показ его первого полнометражного фильма на Каннском фестивале. Полученная лауреатом сумма предназначена для финансирования его следующего фильма, а в титрах которого должно сообщаться: «При поддержке программы Cinéfondation Каннского фестиваля». Прижимистость организаторов, впрочем, никогда не смущала кинематографистов. «Фильм показанный в Канне обращает внимание прессы, дистрибуторов, агентов. Для неанглоязычного кино Канн – единственный шанс продажи», говорит Александр Роднянский. «Мы везли большое количество людей, связанных с «Левиафаном», и естественно несли траты. Если ты привозишь фильм «всерьез», нужно делать вечеринку. Это не вопрос времяпрепровождения, это необходимый инструмент продвижения фильма. Я например, подписал «Левиафан» на салфетке на прокат в Америке с Sony Classic на вечеринке после премьеры в Канне . По словам Роднянского, вечеринка обошлась примерно в 100 000 - 120 000, при этом устроить мероприятие самостоятельно не так просто — этим занимаются специалисты. Вы можете включить поездку на Каннский фестиваль в маркетинговый бюджет фильма как это сделали мы, — говорит Роднянский, — Я все равно не признаюсь вам в тех расходах, которые были не обязательны для фильма . При этом он признается, что полноценный выезд в Канны с группой может стоить от 200 000 и больше: Вы, конечно, можете себя ограничить в тратах в Канне, но в конечном итоге вы ограничите возможности фильма. Подсчитать в цифрах влияние Канн на прокатную судьбу фильма невозможно, как в случае с «Оскаром», например. Если фильм с номинацией на «Оскар» условно соберет 100 рублей, то обладатель «Оскара» 250 рублей. При этом фильм с «Золотой пальмовой ветвью» нельзя не купить. «Левиафан» был продан по всему миру – собрал в прокате порядка $10 млн. Почти 1,5 млн зрителей во Франции (около 2 млн) и 1,5 млн в Америке Спонсоры и партнеры Каннский фестиваль – кроме киноплощадки еще и огромная рекламная заставка. В спонсорах и партнерах нет недостатка, более того, за право стать таковым ведется борьба. Так, кроме, например, официального авиаперевозчика фестиваля – компании Air France, есть официальный виски фестиваля, официальная минеральная вода фестиваля и даже официальное мороженое фестиваля. Спонсорские взносы по официальным данным составляют половину от 20-миллионного бюджета. Титульных спонсоров всего шесть, таким образом цена «входного билета» составляет порядка 1,5 млн. Примерно такую цифру подтверждают неофициально, однако ни в одной из компаний-партнеров напрямую о своем взносе на запрос Forbes не ответили. «Мы, к сожалению, не можем сообщить информацию о финансовом вкладе в это партнерство. Для нас это очень ценный актив, и главная отдача – возможность дарить держателям наших карт чувства и эмоции, которые не купишь за деньги», — декларировали в компании Mastercard. Поддержка компаниями фестиваля имеет не только денежное выражение. Например, в представительстве Renault рассказали, что выделяют более 300 автомобилей (160 Renault Talisman и 150 новых Renault Espace), а также парк электрокаров Twizy, новых Renault Megane и кроссоверов Renault Kadjar. Компания является официальным партнером Каннского фестиваля на протяжении уже 33 лет, а связь Renault с кинематографом продолжается более 110 лет, со времен, когда первые съемочные павильоны были построены в Бианкуре в 1885 – 1898 гг. неподалеку от помещений Renault. Еще один крупный партнер фестиваля компания L’Oreal Paris отвечает за создание образов гостей. «У L’Oreal Paris самая большая международная семья амбассадоров красоты, среди которых множество актрис и актеров – Джулиан Мур, Наоми Уоттс, Джейн Фонда, Блейк Лайвли, Ашвария Рай, Ева Лонгориа и многие другие, а целью компании являются имиджевые публикации», заявили в российском представительстве. Наконец, один из самых статусных партнеров фестиваля – ювелирный дом Chopard, который производит награды – «Золотые пальмовые ветви». Стоимость одного такого приза в компании не называют, однако из оценок страховщиков и оценок независимых экспертов можно предположить, что производство такого изделия из 125 грамм 18-каратного золота стоит 15 000 - 20 000 Есть свои спонсоры и у Российского павильона в Канне – это Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко и «Аэрофлот». По словам Екатерины Мцитуридзе «полученной от Министерства культуры субсидии не хватит даже на аренду павильона». В этот раз на Круазетт Россия выступит в качестве хедлайнера -- каждый год привелегии предоставляются одной из стран, в этот раз, вероятно, это связано с объявленным в России «Годом кино». Среди прочего, по этому случаю устраивается банкет от мишленовского шеф-повара Брюно Оже на 80 персон, в числе которых директор кинофестиваля Тьери Фремо, директор кинорынка Жером Пайар, топ-менеджеры крупнейших кинокомпаний и ведущие продюсеры. Стоимость пеартнерского взноса для такого мероприятия составляет €50 000. Околосветская жизнь Как не раз отмечал генеральный директор Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо: «Гламур не менее важная часть фестиваля, чем конкурс и кинорынок». Кроме фестивальных мероприятий каждый день происходит по несколько крупных светских раутов, начиная от частных приемов на яхтах, заканчивая главным благотворительным вечером amfAR Cinema Against AIDS. В 2014 году, например, под руководством аукциониста Симона дю Пюри и актрисы Шарон Стоун общие сборы составили €38 млн, причем самый дорогой лот — золоченый скелет мамонта работы Дэмиена Херста — ушел за €15 млн Особенно преуспевают в устройстве светских приемов крупные бренды, преследуя маркетинговые цели. Каждый год свои грандиозные приемы проводят ювелирные дома Chopard и De Grisogono, куда приглашают своих VIP-клиентов и звездных героев кинофестиваля. У жины и приемы с киноактерами организуют все, кому это под силу косметических до алкогольных компаний. Организаторы фестиваля утверждают, что попасть на красную ковровую дорожку и закрытые вечеринки «со стороны» невозможно. Но если посетить аукцион amFAR теоретически может любой, заплатив за стол несколько десятков тысяч, то торговля пригласительными на закрытые мероприятия является не вполне прозрачным бизнесом. Им занимаются консьерж-агентства, чьи контакты можно обнаружить в интернете. Корреспонденты Forbes обратились в частном порядке в несколько таких организаций. Предложения варьируются от простой продажи пригласительных до предоставления услуг личного водителя, ассистента, стилиста, парикмахера и фотографа. Особенно ленивым клиентам за дополнительную стоимость забронируют номер в отелях класса люкс Канн и всего Лазурного берега, помогут с арендой яхты и организуют на ней вечеринку. Стоимость прохода по красной дорожке и просмотра внеконкурсного фильма-открытия варьируется от €3500 до €7000. Пригласительный на after-party обойдется еще в €2000. Пригласительные на все премьеры фильмов будут стоить как минимум 1300 на человека, при этом цена зависит от количества мировых звезд, участвующих в картине. Для тех, кто хочет погреться в лучах славы актеров агентства предлагают «вход вместе со звездами под вспышками многочисленных светских фотографов». Такое удовольствие обойдется как минимум в 2000. В эту сумму также включен open bar. Что касается закрытых вечеринок, попасть на них проще, чем хотелось бы организаторам. Стоимость пригласительного на вечеринки Chopard и De Grisogono от 2500 до 5000, благотворительный ужин amFAR 7500. Любопытно что этот прайс-лист, как сообщается мелким шрифтом, «не включает НДС». Вечеринки рангом пониже и стоят дешевле: Calvin Klein Party, Belvedere Party, IWC Filmmaker’s Dinner Party 1800 с человека. На время фестиваля заметно повышаются цены в отелях (правда многие из них закрываются после на неделю на генеральную уборку), свой кусок пирога получают компании обслуживающие пришвартованные яхты и сдающие в аренду суперкары и даже прачечные, круглосуточно стирающие белые сорочки под смокинги. Огромная концентрация денег привлекает не только честных граждан не было еще года без громких краж. Итоговая цифра денежного оборота Каннского фестиваля вряд ли поддается подсчету. Одно можно констатировать безошибочно -- 12 дней фестиваля проходят по устоявшейся формуле: о дни тратят солидные суммы чтобы себя показать, остальные чтобы других посмотреть.