Как Вторая мировая война отразилась в кинематографе Югославии

В эти дни, когда мы вспоминаем о Победе Советского Союза в Великой Отечественной войне, хочется вспомнить о тех, кто приближал Победу своими силами, действуя на свой страх и риск, находясь во вражеском окружении. Речь идет о Балканах и о движении партизан, сумевшем объединить в своих рядах представителей разных народов и религий: плечом к плечу стояли сербы, черногорцы, хорваты, бошняки, словенцы, македонцы, болгары и албанцы. Идеалы справедливости и интернационализма составили основу явления, получившего впоследствии название "народно-освободительной борьбы народа Югославии", сделали возможным создание мощного государства на Балканах, к сожалению, потерпевшего трагическое крушение в 90-х. Но даже сейчас, на его рассеянных обломках, вне зависимости от того направления, в котором движется внешняя политика этих стран, можно увидеть, что практически все значимые смыслы, дающие силы продолжать жить отдельным людям, так или иначе связаны с "золотой эпохой", когда лозунг о братстве и единстве был не сентиментальным приветом из прошлого, а вполне определенной реальностью, не подвергавшейся публичному оспариванию. И югославский кинематограф, обогативший сокровищницу мировой кинокультуры многими интересными работами, феноменом "черной волны", сумел передать свои традиции национальным школам, сложившимся уже в девяностых годах. Многие современные фильмы этого региона, посвященные военной тематике и кровопролитным конфликтам последних лет, имеют одно отличительное свойство - выворачивать душу человека наизнанку, вне зависимости от знакомства последнего с историческими реалиями, которым посвящен фильм. "Партизанские фильмы" как незаслуженно забытый отдельный поджанр югославского кино, имеет не меньшую силу, а для нас - и особую ценность. Фильм 1969 года "Битва на Неретве" (Bitka na Neretvi) Велько Булайича, в съемках которого принял участие и Сергей Бондарчук, стал одним из самых масштабных проектов югославского кино, получившим признание и за пределами СФРЮ, будучи выдвинутым на "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Битва на Неретве, развернувшаяся в феврале-марте 1943 года на территории Боснии и Герцеговины, имела решающее значение для будущей судьбы партизанского движения, ведь целью планов "Вайсс" и "Вайсс II", осуществляемых немецким командованием, было полное его уничтожение. Еще один фильм, "Пятое наступление" (Sutjeska) режиссера Стипе Делича вышел на экраны в 1973 году. Одним из сценаристов картины стал Сергей Бондарчук, композитором - Микис Теодоракис, а роль Иосипа Броза Тито сыграл великий английский актер Ричард Бертон. В основу сюжета была положена битва на реке Сутьеске в Боснии в мае-июне 1943 года (немецкая операция "Вайсс III"). Результатом битвы стал прорыв окружения, но в ее ходе погибло более 7 тысяч бойцов НОАЮ. Другим знаковым фильмом стал "Козар" (Kozara), посвященный битве за Козару, произошедшей в июне-июле 1942 года, обернувшейся разгромом партизанских сил немецко-хорватскими силами и гибелью тысяч мирных жителей, преимущественно сербского происхождения. Однако этот удар не сломил решимости оставшихся в живых, нашедших в себе силы бороться до конца. Фильм "Первый Сплитский отряд" (Prvi splitski odred) Войдрага Берчича рассказывает о храбром, но молниеносно окончившемся трагически сопротивлении Первого сплитского партизанского отряда в 1941 году когда над хорватами нависла опасность оккупации Далмации со стороны итальянцев. Один из драматичнейших фильмов о том, как идеология раскалывает представителей не только одного народа, но и одной семьи, - "Не оглядывайся, сынок!" (Ne okreći se, sine!), работа Бранко Бауэра 1956 года. Инженер Невен бежит из лагеря смерти и отправляется в Загреб, для того, чтобы отыскать своего 9-летнего сына, которого он не видел три года. Встретив маленького Зорана, Бранко с ужасом осознает, что сын-школьник воспитывается в духе усташской идеологии. Единственная надежда на выживание - бежать к партизанам, но сделать это в обстановке тотальной подозрительности и слежки крайне сложно. Фильм "Тринадцатое июля" (Trinaesti jul) примечателен не только тем, что он посвящен военным реалиям самой маленькой из республик СФРЮ - Черногории, но и тем, что одним из помощников режиссера Радомира Шарановича выступил Эмир Кустурица. Фильм посвящен оккупации Черногории итальянскими войсками и восстанию партизан и коммунистов 13 июля против марионеточного правительства. В 1983 году Бранко Балетичем был снят фильм "Балканский экспресс" (Balkan ekspres), в дальшейшем открывший дорогу одноименному сериалу. В этой киноленте показана жизнь без прикрас и без особой героики: главные герои не кто иные, как воры и мошенники, скрывающие свою истинную деятельность участием в музыкальном ансамбле. Однако война расставляет все по местам. Эти прожигатели жизни вынуждены в одночасье узнать, насколько легко их могут заставить с ней расстаться. И волей-неволей, чтобы спастись, им приходится принять участие в подпольной операции. Саркастический тон этой картины, серьезность поднимаемых вопросов и трагизм ситуации, как кажется, проложил дорогу многим другим фильмам, сделав балканский юмор со слезами и болью во взгляде отличительной чертой многих последующих работ, среди которых невозможно не выделить "Красивые деревни красиво горят" (Lepa sela lepo gore) Срджана Драгоевича 1996 года, посвященный уже другой страшной войне - боснийской. И, конечно, невозможно забыть о советско-югославских проектах - таких, как "В горах Югославии", "Олеко Дундич", "Дикий ветер" и "Единственная дорога". Какими бы ни были политические отношения между СССР и СФРЮ, народы этих двух стран всегда испытывали искреннюю приязнь друг к другу. "На небе Бог, а на земле - Россия", - так гласит сербская пословица. И в День Победы об этом помнить особенно важно. Подписывайтесь на наш канал в Telegram telegram.me/cinemacracy

Как Вторая мировая война отразилась в кинематографе Югославии
© Российская Газета