История Каннского кинофестиваля
Изначально Каннский фестиваль создавался как альтернатива Венецианскому. Главная претензия к Венецианскому фестивалю, попавшему под влияние нацистской власти, была в необъективности: 1938 году победу одержали пропагандистский фильм «Олимпия» Лени Рифеншталь и лента «Пилот Лучано Серра» сына Муссолини. Первый кинофестиваль под председательством Луи Люмьера, изобретателя кинематографа, назначили на 1939 год, надеясь, в том числе, продлить благодаря ему курортный сезон. Однако торжественное открытие состоялось в Каннах лишь спустя год после окончания войны – 20 сентября 1946 года. С тех пор ежегодный киносмотр проходил в сентябре, а в 1952 году его официально перенесли на май. Местом проведения кинофестиваля в первые годы служило каннское казино, затем в 1949 году мероприятие состоялось в специально открытом Дворце фестивалей (Дворец Круазетт), здание которого позже снесли. В 1983 году для события построили Дворец на площади Жоржа Помпиду, где мероприятие и проходит по сей день. В первое время фестиваль был событием узкого круга лиц, и почти все участвовавшие в нем фильмы получали призы. Однако в 50-е годы мероприятие обрело международную славу благодаря появлению на красной дорожке звезд мировой величины — Софи Лорен, Бриджитт Бардо, Грейс Келли, Алена Делона, Рони Шнайдера и других. С начала основания изменились и награды фестиваля: помимо «Гран-при» появились приз за лучшее исполнение мужской и женской ролей, приз за лучшую режиссуру, за лучшую операторскую работу и лучший сценарий, а также «Приз жюри» и «Золотая камера». С 1955 года главной наградой стала «Золотая пальмовая ветвь», символизирующая Канны и присутствующая также на гербе города. Последние 18 лет изготовление золотого трофея возлагается на женевскую мастерскую Chopard и обходится примерно в €20000. Шестидесятые годы привнесли новшества в структуру фестиваля. В рамках события начали проходить «Международная неделя кинокритики», «Две недели режиссера», «Синефондасьон» (конкурс короткометражных фильмов). А также со временем в программу мероприятия вошли проекты и семинары, позволяющие профессионалам в области кино обмениваться знаниями и опытом. Знаковым для Каннского фестиваля стал и 1972 год: в этот момент он обрел независимость и право принимать решение о формировании конкурсной программы единолично. До этого отбор номинантов осуществляли страны-производители. За 70 лет своего существования Каннский фестиваль стал одним из наиболее значимых и престижных событий года в области киноискусства. Статусная площадка мероприятия ежегодно собирает порядка 35 000 гостей и более 4 000 журналистов, освещающих мероприятие. Россия получала главный приз фестиваля дважды – в 1946 году «Гран-при» наградили картину Фридриха Эрмлера «Великий перелом», а в 1958 году «Золотой пальмовой ветвью» отметили фильм Михаила Калатозова «Летят журавли». Церемония 1990 года стала одной из самых успешных для отечественного кинематографа: Павел Лунгин признан лучшим режиссером, призом за выдающиеся художественные достижения награждена драма «Мать» Глеба Панфилова, а Виталий Каневский получил «Золотую камеру» за фильм «Замри, умри, воскресни». Яркой победой последних лет стала награда за лучший сценарий Андрея Звягинцева к фильму «Левиафан» в 2014 году. Грядущая 69 церемония Каннского фестиваля пройдет с 11 по 22 мая. Жюри возглавит австралийский режиссер Джордж Миллер, создатель картины «Безумный Макс». В программу мероприятия вошел фильм Кирилла Серебрянникова «(М)ученик», а также американский «Капитан Фантастик» Мэтта Росса, японский Хрокадзу Корээда «После шторма» и бельгийский «Красная черепаха» Михаэля Дюдока Де Витта. Уже вне конкурса зрители смогут увидеть столь ожидаемые картины известных режиссеров — «Хорошие парни» Шейна Блэка, «Денежный монстр» Джоди Фостер и «Большой и добрый великан» Стивена Спилберга.