Ещё
Стриптизерши
Стриптизерши
Триллер
Купить билет
Щегол
Щегол
Драма
Купить билет
Аладдин
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Битва
Битва
Драма
Купить билет
Королевские каникулы
Королевские каникулы
Мультфильм, Комедия, Семейный
Купить билет
Одесса
Одесса
Ромком
Купить билет
Пункт назначения: Смайл
Пункт назначения: Смайл
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Однажды в... Голливуде
Однажды в... Голливуде
Трагикомедия
Купить билет
Король Лев
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Я иду искать
Я иду искать
Детектив, Триллер, Ужасы
Купить билет
Зелёная книга
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Дорогой папа
Дорогой папа
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Форсаж: Хоббс и Шоу
Форсаж: Хоббс и Шоу
Боевик, Приключение
Купить билет
Щенячий патруль: Суперпатруль 2
Щенячий патруль: Суперпатруль 2
Мультфильм
Купить билет
Рэмбо: Последняя кровь
Рэмбо: Последняя кровь
Боевик, Приключение, Триллер
Купить билет
Побег из джунглей
Побег из джунглей
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Yesterday
Yesterday
Фэнтези, Комедия, Музыкальный
Купить билет
Работа без авторства
Работа без авторства
Исторический, Триллер, Драма
Купить билет
Angry Birds 2 в кино
Angry Birds 2 в кино
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Промар
Промар
Мультфильм, Приключение, Фантастика
Купить билет

Канн посмотрел первый из двух румынских конкурсных фильмов 

Среди стартовых картин каннского конкурса — «Сьераневада» Кристи Пую. Именно так. С одним «р» и никакого отношения к Сьерра Неваде. Название взято «от фонаря» — хотелось найти универсальное слово, которое на всех языках звучало бы одинаково. Как произносится, так и пишется.
Примерно так же одинаково на всех языках прозвучит и тема фильма — она универсальна. И та же простота в основе стилистики этой картины, продолжающей фирменный для румынской «волны» псевдодокументальный тон. Огромная семья — родственники ближние и дальние — собралась помянуть усопшего отца по случаю 40 дней после его смерти. Все начинается мирно: готовятся блюда к столу, зовут священника, люди перебрасываются репликами, предаются воспоминаниям… Но постепенно застолье превращается во все более яростную дискуссию «о времени и о себе». Здесь эхо недавней атаки на  и память о катастрофе 11 сентября с неизбежными «теориями конспирации», явно почерпнутыми из интернета. Здесь споры о преимуществах коммунизма перед капитализмом и разбушевавшаяся ностальгия по ушедшим временам (есть даже твердая в убеждениях «бабушка» с прозрачными глазами, словно пришедшая с московских коммунистических пикетов). Смерть патриарха семейства выбила из жизни какую-то важную опору: все сразу меняется, оставшиеся жить растерянны, они в смятении, это для них повод «остановиться, оглянуться». Прокричать свои убеждения, выкричать из себя накопившееся и наболевшее. Еще более мощный повод — смерть самой системы, в которой выросло и сформировалось большинство из них. Осознание одной потери умножается памятью о другой, и чем дальше, тем больше эта новая грозящая им реальность пугает неизвестностью. Так в случившемся в Бухаресте семейном событии отразилось состояние всего социума — румынского, российского, далее везде.
Действие не выходит за пределы тесной, забитой утварью квартиры, где не одно поколение скоротало невеселые жизни, оставив свои следы. И в этом смысле картина напоминает недорогой старый телефильм, где упор сделан на драматургию, развитие и схлестывание идей, раскрытие характеров. И вот это все в фильме не просто безупречно, но и обладает каким-то чисто румынским «ноу-хау», делающим запущенную тем же Пую «волну» уникальным явлением в мировом кино. Когда от вполне бытового и прозаичного невозможно оторваться. Когда люди не играют, а реально живут на экране, когда каждому характеру безусловно веришь.
Разумеется, корневая система этого кино уходит едва ли не к итальянскому неореализму и даже к советскому кино, из которого неореализм и вырос. И гуманистический посыл этого кино — оттуда же. Это «волна» близка и польской школе с ее аскетизмом киноязыка и полным отсутствием режиссерского кокетства, какого-либо «вызова». Идеальная простота и сосредоточенность на главном.
Кстати, впервые все заговорили о «румынской волне» после «Смерти господина Лазареску» Кристи Пую. Тема смерти и, соответственно, цены нашей бедовой жизни становится лейтмотивом творчества режиссера. Он совсем не философ, и фильм его хоть и непрост для просмотра, но в силу своей длины, а не сложности. Зато у Пую безошибочная интуиция, позволяющая из бытовых движений строить немудреную, но для большинства реальную философию жизни — именно здесь и сейчас. А что дальше — неизвестно.
Советские актрисы, бросившие родину
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров