В фильме Джармуша поэт-дилетант Патерсон так характеризовал обувную коробку: она обладает тремя измерениями, у нее есть длина, ширина, высота. Братья Дарденны и Кристиан Мунджиу — пожалуй, самые ожидаемые участники каннского конкурса, — сняли свои фильмы в пределах вот этого минимума. Не меньше, но и не больше. Что неприятно, обе картины — «Незнакомка» Дарденнов и «Выпускной» Мунджиу на одно лицо. Они едва различимы стилистически и совершенно гомогеннны по содержанию, будто высосаны из одного пальца. Это трудно объяснить даже тем, что двукратные обладатели «Золотой пальмовой ветви» Жан-Пьер и Люк Дарденны приняли более молодого румынского коллегу, тоже обладателя «Пальмы» , в свой орден аскетов и выступили продюсерами фильма Мунджиу. Первое впечатление такое, что все трое дружно взяли новые моральные высоты, но при восхождении пожертвовали художественным результатом. Дарденны в «Незнакомке» снова ставят жесткий этический эксперимент. В их предыдущей картине «Два дня, одна ночь» уволенная с работы героиня в исполнении Марийон Котийяр обходила товарищей по работе с просьбой отказаться от бонуса в €1000 и сохранить ее рабочее место. В центре внимания оказывалась галерея персонажей и их реакция на призыв к солидарности. Главная героиня «Незнакомки», молодая доктор Даван тоже пристает к людям и тоже является для режиссеров не более чем инструментом – своего рода термометром, измеряющим общую температуру по палате. Однажды в конце рабочего дня доктор Даван не откликнулась на звонок, не открыла дверь девушке; позже ту нашли мертвой неподалеку. Безымянная жертва в безымянной могиле. Доктора мучает чувство вины, и она делает работу над ошибками – отправляется с фотографией незнакомки на поиск тех, кто ее знал и любил. Этот обход, продиктованный благими намерениями, личной ответственностью и максимой «врачу: излечися сам», придает фильму детективный оттенок и выводит на экран новую вереницу подопытных. Внешний детективный сюжет также отвлекает внимание от настоящего расследования, которое предпринимает Кристиан Мунджиу в фильме «Выпускной». На старшеклассницу нападают накануне экзаменов, под вопросом ее дальнейшие оценки и возможность учиться в Лондоне. Полиция ищет преступника, а тем временем отец девочки доктор Ромео сдает свой экзамен по этике. Стоящий перед ним выбор таков: воспользоваться старыми связями и обойти правила экзаменационной комиссии или предоставить своему ребенку самому определить свое будущее. Девочка совсем не хочет в Лондон, не хочет расставаться с мальчиком и, возможно, инспирировала нападение, чтобы срезаться на экзаменах и никуда не уезжать. Те, кто видел фильм Марен Аде «Тони Эрдманн» и уже знает в каких стерв превращает милых девушек качественное образование, поймут и, возможно, согласятся, что дома лучше. Но отец девочки, отлично сознающий жалкие перспективы жизни в Румынии, стоит на своем. Оба фильма, претендующие на реализм, выдают за реализм рутину и отсутствие воображения, прибегают к надуманным, совершенно умозрительным конструкциям. Ни в «Незнакомке», ни в «Выпускном» нет достоверных живых подробностей, нет электричества, а в «Выпускном» — еще и навязчивые бытовые длинноты. В Дарденнах всегда было прекрасно соответствие их фильмов человеческому масштабу, их соразмерность душе при отсутствии сентиментальности. Этот кинематограф при всем его аскетизме никогда не позволял усомниться в многомерности человека, в том, что он не равен своим сантиметрам и килограммам, допускал, что возможны еще измерения, как в том стихотворении Патерсона: четвертое измерение – это время, а найдется кто-то еще, кто скажет, что есть и другие – пятое и шестое… Но на сей раз это будут не Мунджиу и не Дарденны. Эти выдающиеся режиссеры сняли объемное кино, их герои вовлечены в глубокие конфликты и драмы – поколенческие, моральные, социальные, у них все «как у людей», трехмерность во время съемок ничуть не пострадала. Но хочется подождать кого-то еще.