"Убойная стрижка": неплохая черная комедия от мрачных шотландцев
Черная комедия с Британских островов выходит в российский прокат - что может быть отраднее для истинных любителей контраста ужасного со смешным? Едва ли кого-то сильно расстроит тот факт, что на родине фильм "Легенда о Барни Томсоне" (локализаторы, как это нередко бывает, перестарались и обозвали его "Убойной стрижкой") вышел почти год назад. В проекте активное участие принимали канадцы, которые вообще неравнодушны к Шотландии (достаточно вспомнить совместную экранизацию "Экстази" Ирвина Уэлша - пусть и не очень успешную). При этом фильм обладает истинно кельтским обаянием и "висельным" юмором, за который и ценится столь высоко кинопродукция из этой британской провинции, как и работы сумрачных собратьев из Ирландии. Впрочем, с хитовыми экранизациями все того же Уэлша - "На игле" и "Грязью" - общего совсем не много. Здесь нет ни рефлексии, ни надрыва, ни морали - даже "нестандартной". Это - легкомысленная картина, забавными диалогами и окрашенными красным незамысловатыми гэгами больше напоминающая фарсовые комедии Коэнов (с которыми, конечно, в сравнение не идет, хотя последние отнюдь не относятся к сильнейшим работам гениальных братьев). Перед нами - история серого и скучного, по собственному же признанию, человека, ничего в жизни не имеющего, кроме работы парикмахера. В его унылом бытии нет экзистенциальной драмы "человека, которого не было", а из ярких событий в жизни за многие годы - лишь перспектива потери работы, составляющей единственный смысл его существования. Но цепь нелепых совпадений переносит его по ту сторону закона и заставляет постоянно иметь дело с расчлененными трупами (ну чем не Суинни Тодд!). Роль Барни исполнил Роберт Карлайл (феерический псих Бегби из "На игле", а также людоед из одноименного фильма), выступивший также как режиссер (впервые) и сценарист. То, что в качестве автора выступил опытный актер, конечно, на ней заметно сказывается. Большая часть юмора здесь держится на актерской игре - самого Карлайла, уморительно кривляющегося и мастерски играющего интонациями, а также его коллег. Среди них особенно хороша Эмма Томпсон в роли сумасшедшей и деспотичной мамаши с весьма впечатляющим количеством скелетов в шкафу, с грохотом вываливающихся один за другим. Отдельной похвалы достойны образы полицейских, которые - один другого бестолковее - пытаются обскакать друг друга на карьерной лестнице с таким усердием, что о порядке в городе никто уже давно не мечтает. "Легенда о Барни Томсоне" - далеко не лучший представитель жанра, но и плохой эту ленту назвать нельзя. Если не ждать от нее слишком многого, можно неплохо провести время в компании простых, но довольно харизматичных персонажей, выкручивающихся из нехитро организованных, но забавных переделок. А если не полениться и посмотреть версию без перевода (а лучше - с субтитрами), непередаваемый шотландский акцент (если вам удастся разобрать хотя бы половину) непременно помножит получаемое вами удовольствие на два. Подписывайтесь на наш канал в Telegram telegram.me/cinemacracy