Ещё
Малефисента: Владычица тьмы
Малефисента: Владычица тьмы
Приключение, Фэнтези, Семейный
Купить билет
Джокер
Джокер
Триллер, Драма, Криминальный
Купить билет
Дождливый день в Нью-Йорке
Дождливый день в Нью-Йорке
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Эверест
Эверест
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Гемини
Гемини
Боевик, Триллер, Фантастика
Купить билет
Девушки бывают разные
Девушки бывают разные
Приключение, Комедия
Купить билет
Окей, Лекси!
Окей, Лекси!
Комедия
Купить билет
Джуди
Джуди
Биография, Мюзикл, Драма
Купить билет
Они
Они
Триллер, Ужасы
Купить билет
Оно-2
Оно-2
Ужасы
Купить билет
Текст
Текст
Триллер, Драма
Купить билет
Тайна печати дракона
Тайна печати дракона
Приключение, Фэнтези
Купить билет
Мысленный волк
Мысленный волк
Мистика, Драма
Купить билет
Однажды в... Голливуде
Однажды в... Голливуде
Трагикомедия
Купить билет
К звёздам
К звёздам
Триллер, Фантастика
Купить билет
Матрица
Матрица
Боевик, Триллер, Фантастика
Купить билет
Zомбилэнд: Контрольный выстрел
Zомбилэнд: Контрольный выстрел
Комедия, Ужасы
Купить билет
Дети моря
Дети моря
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Сестрёнка
Сестрёнка
Драма, Военный
Купить билет
Дитя погоды
Дитя погоды
Мультфильм, Фэнтези, Драма
Купить билет

Роман Борисевич: В кино самодеятельности быть не должно 

Роман Борисевич: В кино самодеятельности быть не должно
Фото: Российская Газета
На презентации проектов компаний-нелидеров в Фоне кино, а также на Каннском кинофестивале в Российском павильоне среди прочих проектов был представлен полнометражный анимационный фильм «Кот и бобер: двойные неприятности», одним из продюсеров которого является . На Берлинском фестивале в этом году одним из двух российских фильмов был «Тряпичный Союз», продюсер которого также Роман Борисевич. На национальном кинофестивале «Движение 2016» Роман Борисевич возглавил жюри программы короткого метра и дал мастер-класс, после которого обозреватель «РГ» расспросила продюсера, почему он пробует себя в анимации, трудно ли снимать кино в современных условиях и предпочтительнее ли работать с дебютантами. Напомним, что первые фильмы с Романом Борисевичем сделали такие режиссеры, как , , , и другие.
Роман, возможно ли снять кино без денег?
Роман Борисевич: Конечно, возможно, и с каждым днем производство фильмов будет наиболее просто и доступно. Правда, оговорюсь, что данный подход не является системным (индустриальным). Как раз фестиваль «Движение» стал одной из лучших стартовых площадок для таких картин. И в этом году фильмы, снятые на энтузиазме, заняли большую часть основной конкурсной программы. Лично у меня режиссеры, снимающие подобным образом, вызывают большое уважение.
Тогда уточню вопрос: возможно ли снять хорошее кино без денег?
Роман Борисевич: Я даже не сомневаюсь, что хорошие фильмы могут появляться при подобном подходе, но достичь такого результата им намного сложнее. Наличие бюджета и профессионального продюсера позволяют предусмотреть — уже на стадии подготовки — «подводные камни» и избежать многих ошибок во время съемок. Да, и пост-продакшн для опытной компании — это еще один шанс усовершенствовать картину. Я думаю, что несложно определить, какие картины основного конкурса фестиваля сняты под руководством опытного продюсера и с бюджетом. Они заметно отличаются, хотя среди картин, снятых на «энтузиазме», есть интересные режиссеры, как правило, они же являются сценаристами и продюсерами. И очень жалко, что для того, чтобы реализовать весь свой потенциал, им не хватило средств или даже просто совета. Как правило, все эти проекты — представители «авторского кино». В сегодняшней ситуации у такого кино не много возможностей финансирования, и основная — это господдержка, которая, к сожалению, сокращается и сокращается. А наличие бюджета позволяет сделать кино на качественно ином уровне. Но чтобы молодым режиссерам привлечь к себе внимание продюсеров, очень важно не бояться и снимать кино без денег. Только так себя можно проявить, не стоит ждать «манны небесной».
Бюджет может спасти фильм?
Роман Борисевич: Думаю, может. Во всяком случае, наличие бюджета очень сильно помогает фильму. Съемки фильма — это коллективная работа. При наличии бюджета к картине возможно привлечь именно тех специалистов должного уровня, которые соответствуют производственным требованиям проекта, и задействовать более совершенные технологии и техническое оснащение. В случае работы с дебютантами, среди которых могут быть как режиссер или актеры, так и оператор или художник-постановщик, они должны, не отвлекаясь, все силы и мысли отдавать проекту, а это возможно при полноценной оплате труда (я не говорю уже о профессионалах). В противном случае человек будет отвлекаться на параллельные дела, и ограничить его в этом не будет никакого морального права. Успех фильма — это сплоченность и целеустремленность группы людей для достижения поставленного результата. Кинопроизводство — это комбинат, где все этапы должны быть соблюдены и выполнены по определенным правилам. Конечно, могут быть вариации, но принцип и алгоритм действий всегда одинаков. Справедливости ради отмечу, что бюджет не всегда играет решающую роль. Иногда практически без денег снимаются замечательные фильмы. Например, у  была отличная картина, снятая с микро-бюджетом — «Пыль», после просмотра которой мы с ним и познакомились. Кстати, он креативный продюсер «Тряпичного Союза».
Когда смотришь «Тряпичный союз», то чувствуется, что без создателя «Шапито-шоу» не обошлось.
Роман Борисевич: Сергей — «крестный отец» этой картины. Именно он порекомендовал мне обратить внимание на сценарий малоизвестного на тот момент режиссера-дебютанта Михаила Местецкого.
Вы любите работать с дебютантами?
Роман Борисевич: Так получилось, что я практически все время работал с ними. Начиная с самой первой картины «Лицо французской национальности», которую снимал  — и я ему за это очень благодарен. Потом были Борис Хлебников — «Свободное плавание», Алексей Попогребский — «Простые вещи», Василий Сигарев — «Волчок»…У  «Сказка про темноту» была второй картиной, но думаю, что в определенном смысле этот фильм можно считать дебютом. И, наконец «Тряпичный союз» Михаила Местецкого — также дебют.
То есть вы первооткрыватель? Это случайно так получается или у вас азарт?
Роман Борисевич: Когда-то Алексей Попогребский и Борис Хлебников смогли «зажечь» во мне искру, из которой Василий Сигарев раздул огонь, поддержанный в дальнейшем Михаилом Местецким, а потом этот огонь превратили в пламя наши замечательные актеры «Тряпичного союза». Когда я познакомился с Александром Палем, Василием Буткевичем, , , то просто влюбился в них. Мы стали друзьями, часто созваниваемся и встречаемся. Ради всего этого стоит снимать.
Есть известная супермодель , которая говорила: «Меньше чем за 10 тысяч долларов я с постели не встану». Вы как продюсер меньше чем за какую сумму не будете снимать кино?
Роман Борисевич: Для меня сумма не имеет принципиального значения. Главное, чтобы бюджет соответствовал творческим задачам и драматургии. Если это камерная история, где действие происходит в одной локации (готовом интерьере) с несколькими героями, то в этом случае можно обойтись минимальными средствами. Если же это сложно-постановочное кино, с большим количеством локаций, персонажей и компьютерной графики — для проекта такого уровня необходимо соответствующее финансирование. Моя первая картина, которую снимал режиссер Илья Хотиненко, была создана практически без денег. И я на собственном опыте знаю, как сложно работать в условиях несоответствия финансовых возможностей и драматургических задач. Есть опасность, что проект может превратиться в самодеятельность, а в кино самодеятельности быть не должно.
Вы в этом году, как и в прошлых, подаете проекты на поддержку в Фонд кино?
Роман Борисевич: Да, мы с моим товарищем, создали анимационную студию и подали заявки на несколько анимационных проектов в Фонд кино. Благо, что в нашей стране большинство хороших начинаний поддерживаются государством. Более того, без господдержки в кинематографии мы бы никогда не увидели большинство этапных фильмов, очень важных для развития киноотрасли в нашей стране, это утверждение справедливо как для зрительского, так и для авторского кинематографа и анимации в том числе.
Почему вы пришли в анимацию? Потому что почувствовали, что за этим сила?
Роман Борисевич: И сила, и перспектива, а вместе с этим — большая ответственность. У анимационных фильмов самый важный зритель — это дети. Для них это один из способов познания мира.
В плане прибыли анимацию сейчас снимать выгоднее, чем полнометражное кино?
Роман Борисевич: По затратам анимация сопоставима со сложно-постановочным художественным фильмом. Что же касается прибыли, то, как и в кино, в анимации могут быть как успешные проекты, так и неудачи. Киноиндустрию правильнее сравнивать с казино — чем выше ставки, тем больше риск, но и существеннее выигрыш.
Студию создавали с нуля? Где находили аниматоров?
Роман Борисевич: Да. Нам с Василием повезло, когда мы входили в активную фазу — это была осень 2014 года — разгар кризиса. Многие анимационные проекты начали закрываться либо подошли к своему логическому завершению. Это очень помогло нам собрать команду отличных профессионалов. Огромную роль в создании студии сыграл именно Василий. Он как идейный вдохновитель и меня заразил анимацией.
А сколько у вас проектов?
Роман Борисевич: На сегодняшний день в активной производственной фазе находятся три проекта — «Чудо юдо», «Кот и бобер: двойные неприятности» и «Принцесса и дракон. Тайна волшебного зеркала».
Что сейчас делает «Коктебель»? Вы же не стоите? У вас был проект с Алексеем Попогребским про общество будущего «И-сайдер».
Роман Борисевич: К сожалению, стоим. У Алексея полным ходом идут съемки сериала «Оптимисты», которые задержались на год, что конечно отразилось на «И-сайдере».
Короткометражное кино сегодня в тренде не меньше, чем анимация, потому что не у всех зрителей есть время смотреть полный метр. А короткий все смотрят, и его легко распространять посредством интернета.
Роман Борисевич: Что касается распространения в интернете — я соглашусь, более того, скоро пойдет новая волна небольших специальных фильмов под запросы он-лайн кинотеатров и других интернет-ресурсов, таких как YouTube. Но на фестивалях мы видим иные короткометражные фильмы, чем те, которые востребованы в Интернете.
То есть короткометражное кино должно быть как авторское высказывание? Или будет развиваться индустрия? Серьезные режиссеры, такие, как , и другие снимают его.
Роман Борисевич: Индустрия будет для интернета. Но это явно не те фильмы, которые снимают названные вами режиссеры. Более того, как мы знаем, короткометражное кино дает старт полному метру — я имею в виду картину Анны Меликян . Есть удачные примеры и фильмов-киноальманахов, например проект «Елки», который соединяет в каждой части франшизы творчество нескольких режиссеров. Но для кинотеатральной аудитории сквозной сюжет у полнометражного фильма — предпочтителен.
То есть сегодня короткометражка…
Роман Борисевич: Это визитная карточка для начинающего режиссера. Некоторые дебютанты идут дальше и замахиваются на полный метр. На мой взгляд, это верный путь, поскольку никто не будет серьезно относиться к режиссеру, который ничего не сделал.
Ваше сердце как продюсера можно завоевать хорошей короткометражкой?
Роман Борисевич: Для завоевания сердца хорошей короткометражки не достаточно, но я обращу внимание и запомню понравившийся фильм. Например, будучи в жюри одного из короткометражных конкурсов, я запомнил картину «Незначительные подробности случайного эпизода». А когда мы познакомились с Михаилом Местецким и выяснилось, что он режиссер этого фильма, то общение пошло гораздо живее и интереснее. Поэтому молодым режиссерам нужно снимать, снимать и снимать.
Вы не планируете продюсировать сериалы?
Роман Борисевич: Возможно. Это зависит — попадется ли мне достойный материал. До сегодняшнего момента я брался только за те проекты, которые мне самому было бы интересно смотреть.
Неужели можно по-другому?
Роман Борисевич: Как показывает практика, многое из того, что у нас показывают по телевидению, вряд ли интересно смотреть тем людям, которые это производят.
Актеры, спасшие людей в реальной жизни
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров