С 6 по 13 июня в Сочи пройдет XXVII Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». На вопросы корреспондента «Известия» ответила программный директор Ситора Алиева. — В этом году в основном конкурсе девять дебютов. Это новая тенденция? — Да, это самый молодой «Кинотавр» за всю историю его существования. Четыре оставшихся недебютанта представляют свои вторые и третьи режиссерские работы. В этом контексте настоящим классиком выглядит призер многочисленных российских и международных кинофестивалей, обладатель главного приза ОРКФ «Кинотавр-2006» Кирилл Серебренников, снявший шесть фильмов. — С количеством понятно. А что можно сказать о качестве? Все-таки на дебютную картину сложнее найти деньги. Если столько дебютов в конкурсе, значит, есть что показать? — Количество, увы, не всегда переходит в качество. Деньги на кино — и не только на дебюты — сейчас найти сложно, но можно, и для этого не всегда нужны государственные институции. В конкурсе «Кинотавра» на частные инвестиции сняты «Коллектор», «Ученик», «Год литературы». Да, конечно, молодым есть что сказать. Их волнуют разные темы и смыслы, и каждый ищет свою индивидуальную форму. Наша задача — представить многообразие тем, сюжетов и форматов. — Получается? — На отборе выяснилось, что большинство молодых режиссеров в силу возраста и неопытности исходят, к сожалению, из стереотипных ситуаций. А нам важна фантазия, индивидуальность. По всем девяти отобранным дебютантам видно, что эти авторы пришли в профессию не случайно. Потенциал есть, а это главное. — Как дебютант может попасть на конкурс «Кинотавра»? Он должен снимать короткометражки? — У автора короткометражных лент больше шансов показать свое понимание современного кинематографа. И конкурс такого кино мы в этом году проводим уже в 13-й раз. Конечно, не все достойные картины получают призы (у нас бывало и по 39 участников, в этом году их 26, и в принципе невозможно отметить всех), но награды не влияют на дальнейшую творческую судьбу режиссера. Бывало, что авторы, получившие первые премии, потом исчезали из фестивального кино. — Уходили из профессии? — В связи с последними тенденциями это не совсем корректная формулировка. Авторы, снимающие качественный мейнстрим, что в коротком, что в полном метре, представляют особый интерес для телевидения. Немало известных российских режиссеров за последние 12 лет перешли в жанр телесериала. Многие, кто сейчас снимает для каналов, в свое время получали призы «Кинотавра» и других смотров. Но не будем забывать, что телесериал — это тоже кино. — Уход на ТВ — это хорошо или плохо? — Каждый режиссер ищет своего зрителя. И если у авторского полнометражного кино аудитория подчас ограниченная, то телевидение обладает самым широким и стабильным кругом зрителей. Прокат сегодня существует для американского кино и для российских блокбастеров, продюсеров которых фестивальная зона интересует во вторую очередь. А в телеиндустрии — деньги, масштаб, возможность реализовать себя, наконец, просто работа. Поэтому это не хорошо, и не плохо. Это объективная реальность, которую нам не победить. — В этом году на «Кинотавре» будет проходить рынок проектов, где самые известные киношколы представят лучшее, что у них есть. Проблема кадров — одна из самых острых, особенно среди сценаристов. Насколько подобные мероприятия помогают ее решить и что пытаются предпринять киношколы? — Рынок проектов как раз и проводится, чтобы понять это. Сейчас у большинства студентов киношкол уже есть образование и профессия, не связанные с кинематографом. Они идут учиться, чтобы понимать кино, которое есть и текст, и аудиовизуальный продукт, и авторское высказывание. Нужно освоить системный подход, ведь создание фильма — адски многоступенчатый тяжелый труд. Вот это должны понимать приходящие в индустрию. Отбор показал, что большая часть авторов короткометражных фильмов прорабатывает глубоко личный жизненный опыт. Но бесконечно апеллировать к нему невозможно. Вековая традиция кинематографа доказала, что мир тем, историй и сюжетов безграничен и неисчерпаем. — Берут ли на себя фестивали задачу поддерживать авторов? — Обеспечить профессиональную платформу для прямого контакта автора и продюсера, фильма и аудитории — наша самая приоритетная миссия. Думаю, что зритель нуждается в русском кинематографе и хочет его смотреть. Над этим надо работать, работать и работать. Справка «Известий» «Кинотавр» — открытый российский кинофестиваль — проводится в Сочи с 1991 года. Его отцами-основателями были Марк Рудинштейн и Олег Янковский. В конкурсе могут участвовать фильмы, снятые на русском языке. В разные годы Гран-при фестиваля получали картины: «Особенности национальной охоты» (режиссер — Александр Рогожкин), «Брат» (Алексей Балабанов), «Нежный возраст» (Сергей Соловьев), «Бедные родственники» (Павел Лунгин).