Победители 27-го Открытого российского фестиваля «Кинотавр» будут объявлены в понедельник вечером в Зимнем театре города Сочи. На главный приз смотра претендуют 14 фильмов. Жюри конкурса возглавляет режиссер фильмов «Легенда № 17» и «Экипаж» Николай Лебедев.
"Чужая работа" и «Хороший мальчик»
Одним из основных претендентов на главную награду фестиваля стала документальная работа Дениса Шабаева «Чужая работа». Это — искренне снятая история о мигранте Фаррухе, который пытается найти счастье в Москве. На главный приз также претендует фильм «Хороший мальчик» Оксаны Карас, рассказывающий о девятикласснике Коле Смирнове, который за неделю переживает целую гамму чувств и событий — от первой влюбленности сразу в двух девушек до выбора мужского авторитета между собственным отцом и директором школы. Исполнитель главной роли — юный актер Семен Трескунов — является одним из главных претендентов на награду за лучшую мужскую роль. Его конкурентами на фестивале стали актеры Константин Хабенский, Сергей Безруков и Гоша Куценко. Первый сыграл главную роль в фильме дебютанта Алексея Красовского «Коллектор». На протяжении всей картины, длящейся чуть более 70 минут, на экране появляется только герой Хабенского. Сергей Безруков исполнил главную роль в фильме своей жены, режиссера Анны Матисон «После тебя». Картина рассказывает о некогда популярном танцовщике Алексее Темникове, который из-за серьезной травмы прекратил свою карьеру. Лента «После тебя» вызвала на «Кинотавре» большие споры. Некоторые критики называют ее лучшей актерской работой Сергея Безрукова, другие отнеслись к картине с негодованием.
"Зоология" и «Ученик»
Подобные полярные мнения были отмечены и по конкурсным фильмам «Зоология» Ивана Твердовского и «Ученик» Кирилла Серебренникова. Вторая игровая картина режиссера, который приобрел широкую известность два года назад благодаря картине «Класс коррекции», рассказывает о работнице зоопарка Наташе, у которой однажды появляется хвост. Придя в больницу с этим странным отклонением, она влюбляется в рентгенолога Петю, который, кажется, отвечает ей взаимностью. Натурализм некоторых сцен и довольно слабый сценарий были не приняты некоторыми журналистами, однако сыгравшая роль женщины с хвостом Наталья Павленкова считается главной претенденткой на приз за лучшую женскую роль. Фильм Кирилла Серебренникова «Ученик» вызвал в основном восторженные отзывы прессы из-за своего жесткого антиклерикального посыла. Однако другие критики отметили, что картина представляет собой почти дословное и покадровое перенесение спектакля " (М) ученик" того же Серебренникова со сцены «Гоголь-центра» на киноэкран. Актер Гоша Куценко на «Кинотавре» дебютировал в качестве режиссера и автора сценария с фильмом «Врач». В этой картине он сыграл главную роль талантливого нейрохирурга Юрия Михайловича, которому ежедневно приходится работать с тяжело больными пациентами. Параллельно он решает личные проблемы с множеством женщин, окружающих обаятельного врача. Фильм снят в стилистике телевизионного кино. Кроме того, как отметили многие журналисты, в нем не самый сильный сценарий.
"Рыба-мечта" и «Человек из будущего»
Драматургическая составляющая на нынешнем «Кинотавре» одна из самых слабых за последние несколько лет. Почти все фильмы «страдают» от сценарных провалов и пустот, нечетко сформулированных историй. Пожалуй, единственным исключением стала довольно простая картина «Рыба-мечта» режиссера Антона Бильжо. Она рассказывает о корректоре Романе (Владимир Мишуков). Он приезжает в эстонский курортный город, чтобы откорректировать книгу «Рыбы Балтийского моря», но вместо этого знакомится с загадочной Хеленой (Северия Янушайскайте), которая любит плавать в море голой, есть сырую рыбу и оказывается даже слишком преданной Роману. Помимо сценариев проблемой нынешнего «Кинотавра» стало неумение ряда режиссеров, многие из которых в нынешнем конкурсе фестиваля являются дебютантами, рассказывать жанровые истории. Так, например, выросшая из короткометражки полнометражная лента Романа Артемьева «Человек из будущего» могла бы стать занимательной комедией о конце света, но затянутые паузы, уместные, скорее, в авторском кинематографе, лишили эту картину легкости и абсурдности. Или фильм «Разбуди меня» постановщика Гийома Проценко. В этой ленте жанр жесткой криминальной драмы без видимых на то причин «разбавлен» приемами европейского артхауса, из-за которых история, имеющая явный прокатный потенциал, превратилась в вязкое, затянутое кино с невнятным целеполаганием главных героев. Однако картина «Разбуди меня» на нынешнем «Кинотавре» считается экспертами одним из главных претендентов на приз за лучшую операторскую работу. Фестиваль «Кинотавр» проходит в Сочи с 6 по 13 июня. В жюри смотра входят Николай Лебедев, кинокритик Нина Зархи, оператор Сергей Мачильский, сценарист Анна Пармас, режиссер и продюсер Джаник Файзиев, актеры Сергей Шакуров и Мария Шалаева.