Войти в почту

Воронежцев научили бороться с "болезнями века"

Хандра, рассеянность, гаджет-зависимость и даже гиподинамия отступают, когда звучит правильная музыка. Это наглядно показал концерт композитора Беньямина Юсупова и альтиста Максима Рысанова на Платоновском фестивале в Воронеже. В театре оперы и балета разыгралось целое шоу со спецэффектами - солисту-"классику" вторила электрогитара, ударники шумели на все лады, а на авансцене танцевали танго. При этом не было и тени подозрений в том, что один из лучших альтистов мира и востребованный композитор-симфонист играют на потребу публике. Авторский концерт Юсупова - уроженца Душанбе, выпускника Московской консерватории и гражданина Израиля - стал портретом не только его как сочинителя, но и в каком-то смысле XXI века (каким мы его успели узнать). Скорость и усталость от нее, эклектика, тяга к истокам и невозможность точно воспроизвести "все как было", тоска по настоящим чувствам… Композитор продолжает традиции XIX века и при этом говорит современным музыкальным языком - с заметным восточным акцентом. Первой на воронежцев обрушилась увертюра "Фестивальный пульс" - ритмичная и острая, как азиатские пряности. Юсупов напомнил о своей родине, а внимательные зрители провели параллель с темой фестиваля: "В общем, Платонов - в прекрасном и яростном мире". Фортепианный Concerto Intimo исполнил с молодежным симфоническим оркестром сам автор. Сочинение звучало со сцены впервые в России. - Мне хотелось передать всю тонкость фортепиано, показать наследие великой русской традиции пианизма, - пояснил Беньямин Юсупов. - Никаких "выкрутасов" - чистый академизм. Для композитора это серьезный вызов - смогу ли я удержать внимание слушателей, чтобы они не смотрели на часы и не лезли поминутно в телефон?.. Написанный в романтическом ключе, "Интимный концерт" передает хорошо знакомые всем движения души с поправкой на "болезни века": мы переживаем и мечемся так же, как и двести лет назад, но сосредоточиться становится все труднее, мысли-фразы роятся и обрываются на полуслове. Во втором отделении прозвучал Viola Tango Rock Concerto, написанный Юсуповым в 2003-м. Это длинная (48 минут) и рассчитанная на виртуозов вещь: композитор "хотел, чтобы над альтистами перестали смеяться", и придумал насыщенную сольную партию со сложными каденциями. - В прошлом году я играл в Воронеже концерт Михаила Плетнева, тот сказал, что его сочинение - экзамен для альтиста: плохой просто не справится… У Юсупова тоже… ну очень много нот! - улыбнулся солист Максим Рысанов. - Оркестровая партитура огромная, задействовано много инструментов, их краски используются революционно. В средней rock-части (с цитатами из Deep Purple и ревом электрогитары. - "РГ") интересно вводятся ударные, да и для альта предусмотрена особая подзвучка. Композитор признался, что хотел перебросить мост из XIX века в XXI-й, минуя прошлое столетие с его малопонятным большинству людей модернизмом: - До Второй мировой войны музыка в Западной Европе развивалась по прямой. Потом композиторы почему-то решили уйти в эксперименты и делать то, что интересно им одним. Они развивали чистую теорию композиции, не считаясь со вкусами и потребностями слушателей. С другой стороны, исполнительское искусство оказалось во власти коммерции: импресарио стали зарабатывать на солистах. Этот денежный конвейер требовал простых и эффективных моделей - со сцены звучала только проверенная, узнаваемая и понятная классика. Получилось, что композиторы пребывали в одном мире, а исполнители и публика в другом. В России этот разрыв стал заметен после развала СССР, когда рухнула и машина Союза композиторов - он уже не мог регулировать исполнение новых сочинений. Композиторы лишились поддержки и сегодня занимаются добровольческим трудом. Ну, для 15 человек что-то исполняется… Сегодня мы имеем дело с последствиями перекосов минувшего века. XXI-й в моем понимании - его антипод. Благодаря средствам коммуникации мы видим, что происходит в разных странах, в нашем мозгу смешаны все стили и жанры…Каждый преодолевает постмодернизм по-своему. Концерт Юсупова начинается как классика, переходит в рок и завершается страстным танго. Впечатление усиливает яркая подсветка, импровизации солиста и ударников - по мнению автора, исполнению академической музыки сегодня нужны внешние эффекты, иначе молодежь в филармонии не заманить. Viola Tango Rock Concerto посвящен известному скрипачу Максиму Венгерову. На премьере тот брал в руки и альт, и электрическую скрипку, под конец вообще бросал инструмент и танцевал танго с бразильянкой Кристиной Палье. Успех был громким. С тех пор сочинение исполняли около 50 раз. Правда, для Максима Рысанова партитуру пришлось слегка изменить. - Я много раз играл эту музыку, но изначально заявил, что танго не для меня - последний раз я танцевал в 18 лет на дискотеке! Пришлось Бениамину дописать партию альта, чтобы мне было чем заняться в последней части концерта. А танцуют пусть профессионалы, - раскрыл карты Рысанов. В Воронеже с ним выступили чемпионы России и Европы по аргентинскому танго Сагдиана Хамзина и Дмитрий Васин. Танец страсти покорил "академическую" публику. Люди не просто забыли про гаджеты, о чем мечтал Юсупов, но вскочили с мест и уговорили гостей сыграть последнюю часть концерта на бис.

Воронежцев научили бороться с "болезнями века"
© Российская Газета