Крупнейшая студия анимационного кино «Союзмультфильм» отмечает свой юбилей. Созданная 10 июня 1936 года студия за свои 80 лет переживала разное время — сложный военный и послевоенный периоды, расцвет в 1960-е годы, призовые 70-е и 80-е годы, кадровый и производственный кризис 1990-х годов и реформы 2000-х. О том, как сейчас живет главная фабрика по производству мультфильмов — в материале ТАСС. Итоги работы обновленного «Союзмультфильма», куда в 2013 году в качестве художественного руководителя пришел известный российский режиссер анимационного кино Михаил Алдашин, стали заметны в последние два года. Так, на прошедшем в марте Суздальском фестивале, который считается главным смотром новых отечественных мультфильмов студия получила сразу несколько наград. Комедийный рисованный фильм «Питон и сторож» Антона Дьякова был отмечен специальным призом жюри «За юмор и авантюризм» и наградой Гильдии киноведов и кинокритиков. Драма «Мама цапля» Марины Карповой была названа лучшим короткометражным фильмом, забавный мультфильм «Даша и людоед» Наталии Суринович пользовался большим успехом у зрителей, а трогательная «Морошка», рассказывающая о дружбе волка и маленькой девочки, получила приз за лучший фильм для детей. Эту картину, режиссером которой выступила Полина Минченок, уже на следующей неделе покажут на главном анимационном фестивале мира во французском Анси.
"Этот бренд придавал силы"
"Морошка" стала дебютной работой режиссера, окончившей мастерскую номинанта на премию «Оскар» Константина Бронзита в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения. Аниматиком режиссер защитила диплом, после чего Михаил Алдашин предложил ей запустить «Морошку» на «Союзмультфильме». "Был очень сильный подъем, когда Миша пригласил меня на студию, хотя я испытала немного грусти по поводу того, что в здании студии была какая-то пустота, ощущение, что в ней нет жизни. Повсюду висели прекрасные картины, эскизы к любимым мультфильмам, но энергии, жизни не было. Тем не менее этот бренд придавал силы. Помню, когда я сказала своему дедушке, что буду делать фильм на «Союзмультфильме», испытала невероятную гордость: дедушка понял, что я достигла успеха", — вспоминает свои первые ощущения от работы на киностудии Полина Минченок. Помимо Минченок на «Союзмультфильм» в прошлом году был привлечено еще несколько молодых режиссеров, в числе которых оказалась и Александра Лукина, которая сейчас работает над своим новым фильмом под рабочим названием «Злой колдун», рассказывающим о встрече африканского принца с красавицей, на которую злой колдун наложил проклятие. Фильм будет готов к концу июня. Для Лукиной это уже не первая попытка попасть на легендарную киностудию. Режиссер пробовала поработать с «Союзмультфильмом» в 2009 году, однако тогда это не удалось в силу стечения обстоятельств. "Очень большая разница в том, что было тогда, и что есть сейчас. Когда я первый раз пришла на «Союзмультфильм», студия была похожа на что-то тлеющее, умирающее, и не могу сказать, что тогда мне захотелось на ней работать. А сейчас есть молодая энергичная команда, классные режиссеры, у которых есть чему поучиться, потрясающий художественный руководитель, который поддерживает ребят, направляет их. Сейчас есть то, что создает студию. Для меня студия это, конечно, в первую очередь люди. И сейчас они здесь такие, что мне хочется остаться здесь и работать дальше", — отмечает режиссер. В работе над новыми фильмами молодым авторам помогают зрелые мастера, многие из которых при этом продолжают экспериментировать и с собственным творчеством. Так, сорежиссер анимационного фильма «Ку! Кин-дза-дза», «Щелкунчик», художник и автор нескольких выпусков «Веселой карусели» Татьяна Ильина начала работу над черно-белым мультфильмом «Маршрутка». "Это первый мой недетский фильм, который я делаю на «Союзмультфильме». Картина авторская, для взрослых. Для меня это немного необычный жанр в смысле студийного производства. Идея фильма созрела давно, он очень долго вынашивался. Это картина о жизни, о людях, такой человеческий Вавилон, засунутый в небольшое маршрутное такси, которое несется по городу. Это мой первый черно-белый фильм. Так что в каком-то смысле — это дебют", — рассказывает Ильина. На «Союзмультфильме» она с 1984 года. Сначала пришла на практику, а в 1986-м — в год 50-летия студии — стала официальным сотрудником. "Я работала еще с мэтрами анимации, в старой технологии на целлулоиде, с заливкой, студийными цехами, то есть застала студию в ее классическом виде, и лет 10 мне удалось проработать в той студии, которой сейчас больше нет. В те годы рядом со мной были Иванов-Вано, Анатолий Петров, Вячеслав Котеночкин, оператор Михаил Друян. Мне повезло, что я училась у них. Поэтому я считаю себя таким мастодонтом, который одной ногой стоит в классической ушедшей технологии, а второй ногой — в современности", — отмечает режиссер.
"Анимация развивается в сторону большого кино"
По ее словам, нынешний «Союзмультфильм» «сочетает в себе новое поколение, которое даже не представляет, как все было раньше», и поколение, которое было, когда Ильина только пришла на студию. "У меня учатся молодые ребята и в то же время я работаю с нашими чудесными редакторами Натальей Абрамовой, Натальей Дьяковой. Они работали еще задолго до меня. Я очень рада, что Леонид Носырев принимает активное участие в нашей работе. Это говорит о том, что все-таки связь поколений существует. Кстати, в отличие от многих, кто говорит, что школа анимации, исчезла, я считаю, что это далеко не так. Я вижу, что уровень анимационного образования никуда не делся. Он прекрасно работает, просто у аниматоров сейчас немного другие техники исполнения. Аниматоры развиваются. Может, не так эффектно как нам хотелось бы, но за короткий срок — за последние 10 лет — возникло огромное количество режиссеров, художников, работающих на очень высоком, хорошем классическом уровне. При этом сама анимация развивается в сторону большого кино", — считает Татьяна Ильина. Режиссеры признают, что для современного производства анимации мощности нынешнего «Союзмультфильма» недостаточно, поэтому большие надежды возлагаются на переезд студии в новое здание, бывшее Московское конструкторское бюро киноаппаратуры, недалеко от Останкино. Переезд должен состояться до конца этого года. "В новом здании будет место и для кукольного производства, и для 3D. Два этажа фактически будут отданы под 3D-производство, значительное крыло будет выделено под короткометражное производство с отдельными комнатами, чтобы можно было размещать группы. Мы планируем развивать все направления", — рассказывает заместитель директора по производству «Союзмультфильма» Анастасия Лунькова. Тем не менее до переезда студия продолжает активную работу. «Мы пришли к этому году с большим производством в количестве 100 минут, из них больше половины были поддержаны министерством культуры РФ. Сейчас у нас в производстве, например, три выпуска „Веселой карусели“, один из которых юбилейный», — рассказала Лунькова. Этот сборник будет новогодним, над его сюжетами работают режиссеры Алексей Алексеев, Сергей Меринов, Олеся Щукина и Марина Карпова. Летом на студии начнутся съемки фильма Светланы Андриановой «Два трамвая» по стихотворениям Осипа Мандельштама. По словам Луньковой, фильм будет «решен в трех измерениях — дома будут объемные, кукольные, трамваи плоские, барельефные, а сами персонажи будут сделаны из бумаги». В начале осени будет закончена работа над новым мультфильмом Елизаветы Скворцовой «Джонни-Бони-Бо», который рассчитан на семейную аудиторию. "Проектов этого года не так много — всего 61 минута, но, учитывая наш переезд и количество юбилейных мероприятий, может, это и нормально. Для развития студии переезд необходим, чтобы была возможность увеличить производство. В этом году мы будем подавать в министерство культуры заявку на 120 минут. Три сборника «Веселой карусели», несколько отдельных фильмов, будет много коротких проектов студентов нашего экспериментального объединения, курсов для режиссеров и аниматоров, которые сейчас делают небольшой альманах «Велосипед» с минутными сюжетами, будем подавать заявки на кукольные фильмы, чтобы в новом здании уже целенаправленно заниматься кукольным производством", — рассказывает Лунькова.
Проект «Гофманиада»
К концу года и переезду «Союзмультфильм» планирует и премьеру своего самого затяжного проекта «Гофманиада», работа над которым ведется, с перерывами, с 2001 года. "Фильм не ориентирован на широкий прокат, но мы постараемся провести несколько показов в кинотеатрах, так как эту работу, безусловно, нужно смотреть на большом экране. Кино серьезное, не совсем детское. Хотя режиссер Станислав Соколов позиционирует его и для детей тоже. Мы посмотрим, как все сложится. Материала снято очень много — около 100 минут, а в фильм войдет 70. Еще мы готовим «Фильм о фильме». Надеюсь, это тоже получится интересное произведение. Очень многое происходило с проектом, он переживал тяжелые годы вместе со студией", — отмечает продюсер. Помимо кукольного и короткометражного, после переезда «Союзмультфильм» намерен целенаправленно развивать и сериальное производство. "Мы занимаемся поисками, может быть, получится запустить какой-то пилот, скорее всего, за счет собственных средств. Занимаемся мы этим потому, что сериал нужен «Союзмультфильму» для дальнейшего развития и для коммерческой линейки, которая необходима, так как нельзя жить только за счет государственных средств, необходимо ориентироваться и на коммерческий потенциал проектов. Коллекция новых фильмов студии, сложившаяся за последние два-три года, позволяет существовать, но нужно заниматься разными направлениями", — считает Лунькова.
Золотая коллекция «Союзмульфильма»
Доход студии приносит и «золотая коллекция» фильмов, снятых еще в советское время. Совсем недавно «Союзмультфильм» вновь вернул себе право на управление своим фондом и теперь уже авторские отчисления идут не через Госфильмофонд, как было раньше, а непосредственно через «Союзмультфильм». Впрочем, и это пока не избавило студию от юридических и экономических проблем. В марте этого года авторы написали обращение к министру культуры РФ Владимиру Мединскому о том, что студия не выплачивает им отчисления. "Схема авторских отчислений у нас не менялась с тех пор, как мы приняли управление коллекцией. К сожалению в какой-то момент произошла задержка по этим выплатам, так как нам не заплатили те, кто должен был заплатить за использование фильмов. Авторы не понимали, что происходит, у нас действительно был не совсем налаженный диалог. Совсем недавно мы пригласили представителей авторского сообщества и обсудили все вопросы. Теперь думаем о том, что при студии нужно сделать совет авторов, чтобы они наблюдали за тем, как эти отчисления происходят. И когда происходят задержки не по нашей вине, объявляли об этом другим авторам и озвучивали сроки выплаты. Так будет спокойней и нам, и им", — сообщила Лунькова. Она надеется, что студии удастся в скором времени решить все свои проблемы, а, кроме того, и организовать показ новых мультфильмов для широкого круга зрителей. Уже сейчас «Союзмультфильм» активно сотрудничает с московским кинотеатром «Пионер», с которым организована программа совместных показов мультфильмов студии, приуроченная к юбилею. Также в честь 80-летия в Музее Москвы 10 июня начинает свою работу мультимедийная выставка «Столица мультфильмов», представляющая историю киностудии через разнообразие и уникальность мультипликационных стилей и техник. На выставке можно будет увидеть и фильмы, снятые на студии за эти годы.